Вольтер

 

Вольтер (Voltaire, псевд., образован перестановкой букв наст. фамилии Аруэ, Arouet), Франсуа Мари (21.11.1694, Париж, — 30.05.1778, Париж) — французский писатель, вождь Просвещения в первой половине XVIII века. 

volter001

Жан-Антуан Гудон (1741–1828). Вольтер. 1781. Эрмитаж, Санкт-Петербург.

Вольтер — поэт, драматург, прозаик, автор философских, исторических, публицистических сочинений, сделавших его властите-лем дум нескольких поколений европейцев. Собрание сочинений Вольтера, вышедшее в 1784–1789 гг., заняло 70 томов.

Вольтер родился в Париже в семье нотариуса, получил образование в иезуитском коллеже Людовика Великого («В школе я знал только латынь и глупости», — позже отмечал он), после чего, по настоянию отца, изучал юриспруденцию. Желание быть писателем приводит его в кружок аристократов-либертенов (вольнодумцев), где он читает свои стихи легкого, эпикурейского содержания и остроумные, иногда злые эпиграммы. За одну из них, в которой называет регента Франции Филиппа Орлеанского «кровосмесителем» и «отравителем», Вольтер попадает на год в Бастилию (1717–1718), где пишет трагедию «Эдип» («Oedipe») и начинает работать над эпической поэмой «Генриада» («La Henriade», оконч. 1728). Блестящая карьера Вольтера как драматурга и поэта была прервана в 1726 г., когда после ссоры с аристократом де Роганом он снова попал на 5 месяцев в Бастилию, а затем вынужден был до 1729 г. жить в Англии. Там он познакомился с творчеством Шекспира и Мильтона, с английской философией и наукой (Бэкон, Локк, Ньютон), стал сторонником конституционной монархии английского образца и деизма — религиозно-философского учения, допускающего существо-вание Бога только как первопричины мира и отрицающего его существование как личности и вмешательство Бога в жизнь природы и общества, а значит, отрицающего чудеса, откровение и т. д. Под влиянием деизма Вольтер стал противником религиозного фанатизма, католической церкви («Écrasez l’infâme!» — «Раздавите гадину!» — его знаменитый афоризм о церкви), но не атеистом («Если бы Бога не было, его следовало бы выдумать», — утверждал он).

После представления на сцене «Эдипа» в 1718 г. Вольтер становится знаменитым, ему пророчат лавры Корнеля и Расина. Миф об Эдипе, впервые в драматургической форме разработанный Эсхилом (из его тетралогии дошла трагедия «Семеро против Фив»), нашедший высшее воплощение в тетралогии Софокла (дошли «Царь Эдип» и «Эдип в Колоне»), в дальнейшем переработанный в трагедии Сенеки «Эдип», был знаком Вольтеру прежде всего в интерпретации П. Корнеля, чья трагедия «Эдип» была представлена в 1659 г. Кор-нель усложнил античный сюжет, введя любовную линию Тезея и Дирсеи, дочери Лайя, которую Эдип хочет выдать за Гемона. Вольтер решил возродить античную простоту и ясность сюжета, хотя и не отказался от введения любовной линии (любовь Филоклета к Иокасте). Однако это возвращение к античным истокам не мешает разглядеть в «Эдипе» Вольтера трагедию XVIII века периода зарождения Просвещения. Из трагедии ушла тема рока, жрец-предсказатель Тирезий выступает как ловкий обманщик. Вольтер переносит акцент на моральную проблематику. Эдип выступает как просвещенный монарх, утверждающий: «Умереть за свой народ — это долг королей!» Убийство, совершенное им, — это трагическая ошибка по неведению.

За 60 лет драматургической деятельности Вольтер написал 54 пьесы: 30 трагедий (в том числе «Брут», 1730; «Смерть Цезаря», 1731; «Заира», 1732; «Альзира», 1736; «Фанатизм, или пророк Магомет», 1741; «Меропа», 1743; «Ирена», 1778), 12 комедий, 2 драмы в прозе, несколько оперных либретто и либретто комических опер и дивертисментов.

Подобно тому, как первым триумфом Вольтера была трагедия «Эдип» (1718), последним его триумфом стала трагедия «Ирена» («Irène», 1778), на представлении которой Вольтер был удостоен высших почестей от парижан, его скульптурное изображение, вынесенное на сцену, было увенчано лаврами. Вольтер не вынес такого потрясения, он умер через несколько дней, 30 мая 1778 г.

Английская сцена оказала сильное влияние на Вольтера во время его пребывания в Англии в 1726–1729 гг. Он был первым, кто утвердил имя Шекспира в сознании французов («Я первый познакомил с ним французов», — писал Вольтер основоположнику жанра «готического романа» Х. Уолполу 15 июля 1765 г.). Не без влияния Шекспира создает Вольтер трагедию «Аделаида Дюгеклен» («Adelaïde Duguesclin», 1734), в которой изображались «готические» нравы и рыцарские идеалы позднего средневековья. Эта трагедия Вольтера положила начало новому жанру во французской драматургии — «исторической трагедии» — и одновременно особому течению в рамках просветительского классицизма. Это течение, поначалу очень скромное, развивалось в двух направлениях: поиски новых форм при сохранении свойственной классицистам концепции мира и человека и раскрытие нового, созвучного предромантизму, содержания в типично классицистических формах. Обе эти линии идут от вольтеровской «Аделаиды Дюгеклен» и других его произведений 1730-х годов. 

 

volter002

Кантен де Ла Тур. Портрет Вольтера. 1735.

(Ист.: http://www.safran-arts.com/42day/history/h4nov/21voltr.html). 

 

Среди новаторских идей этого времени (от некоторых из них Вольтер позже отказался) особую известность приобрела изложенная в предисловии к комедии «Блудный сын» («L’enfant prodigue», 1736) мысль о правомерности смешения жан¬ров. Именно по этому поводу Вольтер бросил крылатую фразу: «Tous les genres sont bons, hors le genre ennuyeux» — «Все жанры хороши, кроме скучного».

В дальнейшем Вольтер отойдет от этого течения, в котором классицистическая основа подвергалась воздействию предромантических идей, хотя и позже в строгие контуры трагедий Вольтера проникали чуждые классицизму элементы. Так, в «Семирамиде» («Sémiramis», 1748) появилась тень убитого царя Нина. Широко использует Вольтер экзотическую обстановку действия (Перу в «Альзире», Мекка в «Магомете», Пекин в «Китайском сироте»). Высшим выражением предромантических тенденций было создание Вольтером трагедии «Танкред» («Tancrède», 1760–1761), содержащей в себе черты зрелищно-действенной драмы. Изучение драматургии Вольтера показывает, что крупнейший классицист ХVШ века тысячами нитей был связан с предромантизмом.

Наиболее значительным созданием Вольтера в драматургии считается его трагедия «Фанатизм, или Пророк Магомет» («Le Fanatisme ou Mahomet le Prophète», 1739). 

Вольтер прославился как поэт (стихи в разных жанрах, эпическая поэма «Генриада» — «La Henriade», 1728; и др.). 

Особую популярность ему принесла ирои-комическая поэма «Орлеанская девственница» («La Pucelle d’Orléans», 1735, опубл. 1755), в которой писатель использует стиль бурлеска, «легкой поэзии», характерный для искусства рококо.

Начиная с середины XVIII века Вольтер создает ряд прозаических произведений, относимых к жанру философской повести — см. Философские повести (произведения Вольтера).

Вольтер стоит у истоков важного события, произошедшего в литературном процессе на рубеже XVIII–XIX веков: рождения развитых систем жанров, объединенных системообразующими принципами: философский жанр (поэма, повесть, роман, новелла, драма и т. д.), психологический жанр, исторический жанр. Тогда же или несколько позже (некоторые — раньше) начнут складываться жанровые системы, объединенные не художественными принципами, а ориентацией на определенный круг читательской аудитории (детская литература, женская литература, «бульварная» литература, региональная литература), на тип сюжета (детектив, фантастика, утопия, антиутопия), тип «атмосферы» («готическая литература») и т. д., которые, встроившись в совокупность уже существующих жанровых систем, придадут им дополнительное измерение.

Вольтер, преследуемый всю жизнь властями, церковью, на пороге смерти познал подлинный триумф. На премьере трагедии «Ирина» («Irène», 1778) он был увенчан лаврами. Умирал Вольтер тяжело, от рака предстательной железы. На призывы представителей церкви обратиться с покаянием к Иисусу Христу, Вольтер ответил: «Не говорите мне про этого человека! Дайте умереть спокойно!». Подозревая возможные эксцессы с похоронами, Вольтер заранее принял некоторые меры. Когда Вольтер умер, из тела были извлечены внутренности (в частности, мозг, помещенный в банку со спиртом), племянник Вольтера аббат Миньо привязал труп в карете, чтобы Вольтер казался просто уснувшим, и ночью вывез его из Парижа и захоронил. В 1791 г. прах Вольтера был торжественно перенесен в Пантеон, как и прах Руссо. В Пантеоне находится официально почитаемая могила Вольтера. 

Но как и предвидел философ, его тело и после смерти оказалось в поле внимания врагов. В 1814 году, в период первой Реставрации, сторонники вернувшихся к власти Бурбонов (Пюиморен и др.) достали трупы Вольтера и Руссо из гробов, сложили в один мешок, залили останки негашеной известью и бросили на свалку. Эти останки не найдены, как не найден мозг Вольтера. Так выразилась ненависть аристократов-монархистов к революции, обрушившаяся на просветителей — ее идейных предтеч. Напротив, в современной Франции имя Вольтера окружено почетом, ему установлены памятники, его именем названы улицы, изображения печатаются на марках, денежных знаках и т. д.

Вольтер вошел в русскую культуру еще при своей жизни. Он сам стремился понять далекую страну, переписывался с Екатериной II, другими деятелями культуры.

 

volter004

Письмо Вольтера к A. M. Белосельскому-Белозерскому. Автограф Ваньера, секрeтapя Вольтера. Из альбома А.М. Белосельского-Белозерского. Впервые воспроизведено в статье: Верещагин В. А. Московский Аполлон. Альбом князя Александра Михайловича Белосельского // Рус. библиофил. 1916. №1.

 

Вольтер написал объемный труд «История Российской империи в царствование Петра Великого».

В дальнейшем в России сложился культ Вольтера, знавший взлеты и падения. Контуры этого процесса проступают в истории заочного культурного диалога Пушкина и Вольтера (см. Вольтер в России: Пушкин и Вольтер).

 

Соч.: Les œuvres complètes. Oxford, 1984–1990; в рус. пер. — Орлеанская девственница. Магомет. Философские повести. М., 1971; Эстетика. М., 1974; Философские повести. М., 1978; Философские сочинения. М., 1988; Сочинения. Калининград, 2005; Философские повести. СПб., 2005.

Лит.: Шахов А. Вольтер и его время. М., 1912; Державин К. Н. Вольтер. М., 1946; Акимова А. А. Вольтер. М., 1970; Заборов П. Р. Русская литература и Вольтер. XVIII — первая треть XIX века. Л., 1978; Кузнецов В. Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978; Кагарлицкий Ю. И. Шекспир и Вольтер. М., 1980; Пронин В. Н. Вольтер // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Faguet E. Voltaire. P., 1902; Maurel A. Voltaire. P., 1943; Orieux J. Voltaire ou la royaumé de l’esprit. P., 1966; Gouhier H. Rousseau et Voltaire: Portr. dans deux miroirs. Paris, 1983; Visage de Voltaire. Bruxelles, 1994.

Вл. А. Луков

 

Этапы литературного процесса: XVIII век: эпоха Просвещения. — Персоналии: Французские писатели. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.