Пиа Феликс

 

Пиа (Pyat) Феликс (4.10.1810, Вьерзон, — 3.08.1889, Сен-Грасьен) — французский писатель, журналист и общественный деятель. Отец писателя был адвокатом. Пиа получил юридическое образование. После окончания университета в 1831 г. отказался от адвокатской карьеры, занялся политикой и литературой. В качестве «литературного негра» («человека, который пишет для человека, который подписывает», как говорили в то время) написал в 1831 г. главу «Дочери Сеяна» в историческом романе Ж. Жанена «Барнав». Жанен не сдержал слова объявить о соавторстве Пиа, чем вызвал негодование своего молодого и еще никому неизвестного соавтора. Перу Пиа принадлежат многочисленные романтические исторические драмы, в которых проявились республиканские симпатии писателя («Революция былых времен, или Римляне у себя»,1832; «Заговор былых времен»,1833; «Арабелла»,1833; «Анго»,1835).

В начале 30-х годов Пиа сотрудничает с газетой «Насьональ» («Национальная газета»), где пропагандирует радикально республиканскую и революционную литературу, поддерживает революционных поэтов, в частности талантливого поэта из рабочей среды Эжезиппа Моро. Пиа опубликовал в «Насьональ» положительную рецензию на стихотворный сборник Моро «Незабудка». Через несколько месяцев Моро умирает в больнице для бедных, а Пиа выкупает его труп для погребения.

В 1834 г. в журнале «Эроп литерэр» («Литературная Европа») опубликовал несколько памфлетов, в которых разоблачал Луи-Филиппа и его министров.

Пиа — один из основателей и руководителей Общества писателей, основанного в 1838 г. В начале 1840-х годов Пиа выступает в качестве литературного критика в республиканской газете «Реформ» («Реформа»). После февральской революции 1848 г. Пиа был назначен комиссаром в один из провинциальных округов. В 1848 г. избран в учредительное собрание, где в своих речах отстаивал, в частности, свободу печати.

Пиа был в числе организаторов восстания 13 июня 1849 г. После поражения восстания он эмигрировал в Швейцарию, затем в Бельгию и в Лондон.

В 1869 г. Пиа вернулся по амнистии во Францию и стал редактором оппозиционной режиму Наполеона III газеты «Раппель» («Призыв»). Пиа откликнулся на убийство 10 января 1870 г. журналиста Виктора Нуара, возмутившее всю Францию, своим знаменитым «Тостом о пуле». Спасаясь от судебных преследований за публикации в «Раппель», Пиа бежит в Англию. После возвращения на родину уже после падения Второй империи Пиа становится активным участником событий Парижской Коммуны. Пиа был избран членом Парижской Коммуны. Он требовал конфискации имущества Тьера, отделения церкви от государства, предлагал бесплатно раздавать населению официальную газету коммунаров «Журналь офисьель».

После разгрома Парижской Коммуны эмигрирует в Англию. Амнистия коммунаров 1880 г. позволила писателю вернуться на родину. Он продолжает свою литературную работу: в 1886 г. увидел свет сборник новелл и очерков Пиа «Безумная из Остенде». В 1888 г. Пиа избран депутатом.

«…Г-н Феликс Пиа — это предприимчивый, беспокойный, парадоксальный ум, и имея дело с ним, всегда можно быть уверенным если не в хорошей пьесе, то по крайней мере в оригинальном произведении, стоящем вне обычных мерок», — писал Т. Готье.

Соч.: в рус. пер. — Избранные произведения. М.; Л., 1934.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М., 1956. Т. II. С. 211–214; Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004. С. 327–328; Gautier Th. Histoire de l'art dramatique en France depuis vingt-cinq ans, 2-me série. Bruxelles, 1859. P. 122.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. —Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: История. — Историко-культурный контекст: Журналистика.