Портреты знаменитых современников, написанные маленьким человеком (cборник литературных портретов Л.-Л. де Ломени) (статья В. П. Трыкова)

 

Cборник литературных портретов «Портреты знаменитых современников, написанные маленьким человеком» («Galerie des contemporains illustres par un homme de rien», 1840–1847) — главное произведение французского литератора, журналиста Луи-Леонарда де Ломени (1815–1878).

В многочисленных предисловиях к различным изданиям сборника Ломени называет включенные в него очерки «эскизами», заметками», «незавершенными набросками», «маленькими биографиями», а себя самого «биографом». Однако название сборника, отсылающее к знаменитой «Галерее» м-ль Монпансье, предполагает ассоциацию с жанром портрета.

Эта ассоциация лишь усиливается по мере проникновения в авторский замысел. Ломени поддерживает тезис, выдвинутый ранее Сент-Бёвом в его «Литературных портретах» о неудовлетворительном состоянии биографического жанра в современной французской литературе. Ломени отмечает два существенных недостатка современной биографической литературы: первый — тяжеловесность формы, делающая биографические произведения нечитабельными. Ломени писал о современных произведениях биографического жанра: «Большинство из них суть огромные словари, погребенные в недрах нескольких редких читален, перешедшие уже в разряд справочников, неполных в каждом своем разделе по причине необъятности материала, в них содержащегося, и чьим главным недостатком является их нечитабельность».

Второй недостаток, отмечаемый Ломени, — идейная ангажированность произведений биографического жанра, авторы которых, как утверждал Ломени, «озабоченные исключительно отстаиванием своих кружковых интересов, забыли, что простая логика фактов является самой строгой и самой убедительной логикой; новые Прокрусты, они калечат cовременную историю, пытаясь загнать ее в узкие рамки своей концепции; стремясь скорее увлечь, нежели просветить, они рассуждают, вместо того, чтобы рассказывать, и слишком часто впадают в панегирик или памфлет».

Ломени убежден, что «необходимо проводить четкую грань между политической философией («la philosophie politique») и биографией: первая исследует, аргументирует и выносит суждение, вторая описывает вкратце и помалкивает». Философским претензиям, откровенной публицистичности и субъективности, зачастую переходящим в литературный фанатизм, собратьев по перу Ломени противопоставляет в своих «Портретах» то, что он сам назвал «политическим и литературным эклектизмом». Под эклектизмом он понимал интеллектуальную толерантность и широту подхода к культурным явлениям. Ломени видит свои очерки скорее как биографии с их установкой на объективное, точное и хорошо документированное изложение фактов. Подобное понимание объективности как фактографичности, авторская боязнь обобщений формируются под влиянием нарождающихся позитивистских идей.

Ломени значительно расширил круг фигур, которые могли отныне становиться объектом изображения в литературном портрете. Если прежде это были почти исключительно писатели, то у Ломени это художники, музыканты, политики, военачальники, деятели церкви, ученые, философы разных стран и народов, принадлежащих к различным направлениям художественной, научной или общественной мысли. Их портреты следуют в кажущемся беспорядке, образуя пеструю мозаику, воссоздающую картину духовной жизни XIX столетия.

Окончательный вариант «Портретов» — двухтомное брюссельское издание 1847–1848 гг. in folio — включает 106 очерков. В сборнике отсутствуют внутренние разделы: материал не группируется по тематическому принципу, портреты действительно выдающихся современников (Ламартин, Шатобриан, Гизо, Беранже, Гюго, Энгр, Бальзак, Россини, Александр Дюма, Кузен, Делакруа, Констан, Гете, Нессельроде, Вальтер Скотт и др.) соседствовуют с очерками о фигурах в то время во Франции мало известных широкому читателю (Шлегель, Мицкевич, Шеллинг, Тик, Уланд и др. ).

Автор так объяснял это соседство, отвечая тем читателям, которые упрекали его в увлечении неизвестными во Франции иностранными знаменитостями в ущерб отечественным: «Что же касается тех иностранных имен, которые у нас неизвестны, так именно в этом и состоит мое ремесло, мой долг, мой труд и одновременно мое наслаждение и, с моей точки зрения, главная польза моей книги... — популяризировать их, насколько это возможно, рискуя даже немного наскучить читателю...» (I; III).

Красноречиво название сборника «Портреты современников, написанные маленьким человеком». В названии как бы устанавливается точка зрения автора на предмет изображения. Для «маленького человека», действительно, даже какой-нибудь барон Ларри или граф Деказ, герои литературных портретов Ломени, — бесспорные величины, заслуживающие быть помещенными в галерею знаменитостей.

Ориентация на менее взыскательного читателя обусловила некоторые особенности литературных портретов Ломени (превалирование биографического сюжета, часто занимательного, обращения к читателю и т. д.). Ломени не обольщался относительно их художественных достоинств. Он писал: «... Никто лучше меня не сознает всего того, чего недостает моей книге, чтобы оправдать тот скромный успех, которым она обязана в гораздо большей степени легкости формы, чем глубине содержания, занимательности материала, нежели достоинствам исполнения».

Книга Ломени — это не собрание портретов чтимых автором великих исторических фигур, но своего рода энциклопедия современных знаменитостей. Автор не претендует на глубину трактовки материала, довольствуясь непринужденностью повествовательной манеры. Ломени трактует своих героев не как гениев, но скорее как законодателей современного общественного мнения, что подчеркивает связь его портретов с задачами журналистики.

Ист.: Galerie des contemporains illustres par un homme de rien. Vol. 1–10. P., 1840–1847.

Лит.: Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. С. 197−209.

 

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Произведения и герои: Произведения. — Историко-культурный контекст: Журналистика. — Библиография и научные приложения: Научные приложения.