Характеры и литературные портреты XVI века (сборник Л.-Ж. Фежера) (статья В. П. Трыкова)

 

Cборник работ видного французского исследователя литературы Луи-Жака Фежера (1810–1858) «Характеры и литературные портреты XVI века» вышел в 1857 г.

Название сборника отсылает сразу к двум жанровым традициям во французской литературе: к «Характерам» Ж. де Лабрюйера и к «Литературным портретам» Ш.-О. Сент-Бёва. Сборник состоял из двенадцати работ разных жанров о французских писателях и ученых XVI века: «Этьен де ла Боэси», «Этьен Паскье», «Сцевола де Сент-Март», «Анри Этьенн», «Агриппа д’Обинье» — это объемистые монографии, в которых обстоятельно исследуется биография писателей и их творческий путь. «Монтень в общественной жизни» («Montaigne, considйrй dans sa vie publique») представляет собой рецензию на вышедшую в 1855 г. в Париже книгу Альфонса Грёна «Общественная жизнь Монтеня», а статья «Жан Боден» — отклик на книгу профессора Коллеж де Франс Анри Бодрийяра «Жан Боден и его время», опубликованную в Париже в 1853 г. Третья группа работ («Николя Паскье», «Жак Амьо» , «Ги дю Фор де Пибрак», «Неизвестный поэт») — литературные портреты.

Представляя сборник читателям, современник Фёжера, критик А. де Понтмартен в своей рецензии писал: «Подчеркнем еще раз, что речь здесь идет не о шестнадцатом веке вообще, но об отдельных личностях, которые его прославили, которые олицетворяют его своим неутомимым гением...».

Внутреннее единство сборника создается интонацией непосредственной беседы. Однако у Фёжера интеллектуальный элемент превалирует над описательным (автор не дает портрета своего героя, довольно слабо прописан фон — картина эпохи, ее нравов, культурной жизни и т. д.). Причем, в аналитических характеристиках Фёжера заметно преобладает интерес к идеям, взглядам его героев. Нравственно-психологический облик героя Фёжера почти совсем не интересует. Фёжеру в его литературных портретах с трудом удается избавиться от «научных излишеств». «Родовые пятна» научных жанров, в которых и были первоначально написаны работы, включенные затем в сборник «Характеры и литературные портреты...», остаются: Так, Фёжер завершает литературный портрет Бодена обзором литературы о нем, уснащая его цитатами из Монтеня, Габриеля Ноде, Бейля, Лагарпа и др. Три заключительные странички очерка дают оценку книги Бодрийяра. Все это придает литературному портрету Фёжера налет академизма, сближает его с научной статьей. Это впечатление усиливает и обилие сносок в литературном портрете, содержащих библиографические сведения (например, ссылка на издание на латинском языке, содержащее многочисленные пикантные анекдоты о знаменитостях XVI века), названия трудов Ж. Бодена по-латыни и т. д.

Соч.: Caractères et portraits littéraires du XVI-e siecle. Vol. 1−2. P.: Didier, 1857; Les femmes poètes au XVI siècle. P., 1860.

Лит.: Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. С. 191−196; Pontmartin A. de. Causeries du samedi. P., 1857.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. —Теория истории литературы: Жанры. — Произведения и герои: Произведения. — Историко-культурный контекст: Культура.