Плеханов о «Жизни Шекспира» Ф. Гизо 


plechanov001
Г. В. Плеханов. Фото.

Георгий Валентинович Плеханов (29.11. (11.12)1856-30.05.1918) – основатель марксистской литературной критики в России. Среди его аналитических работ в области литературного процесса есть статья «А. Л. Волынский “Русские критики. Литературные очерки”», в которой дана развернутая жарастеристика «Жизни Шекспира» (работы Ф. Гизо). Г. В. Плеханов сравнивал это эссе с предисловием к «Кромвелю» Гюго и отмечал, что «в деле объяснения исторического развития драмы поэт оказывается просто ребенком перед историком... Гизо был одним из самых выдающихся политических представителей французской буржуазии XIX века. Политическая борьба рано показала ему, где находятся незаметные для глаз, закрытых поэтической завесой, тайные пружины общественных движений. Он был одним из первых, ясно осознавших ту истину, что политические отношения народов коренятся в их социальных отношениях. А от этой истины было уже недалеко до убеждения о том, что те же социальные отношения объясняют и литературную историю народов... Принимая деятельное участие в современной ему политической борьбе буржуазии с аристократией и духовенством, Гизо понял значение взаимных столкновений общественных классов в историческом движении человечества. Он в самых смелых и недвусмысленных выражениях провозгласил, что вся история Франции есть результат таких столкновений. А раз усвоив себе этот взгляд, он, естественно, должен был попытаться применить его к истории литературы. Такая попытка и была сделана им в Étude sur Shakespeare» (Плеханов 1958: 175–176). Далее Плеханов, кратко излагая содержание очерка Гизо, выделяет те обстоятельства, которые породили феномен Шекспира: «Драматическая поэзия родилась в среде народа и для народа. Но мало-помалу она везде стала любимой забавой высших классов, влияние которых непременно должно было изменить весь ее характер... Простота и естественность уступают место изысканности и искусственности, нравы становятся изнеженными. Все это отражается и на драме; ее область суживается, в нее вторгается монотонность. Вот почему у народов нового времени драматическая поэзия расцветает пышным цветом только там, где благодаря счастливому стечению обстоятельств искусственность, всегда господствующая в высших классах, еще не успела оказать не нее своего вредного влияния и где высшие классы еще не совсем разорвали связь свою с народом, сохранив общий с ним запас вкусов и эстетических потребностей. Именно такое стечение обстоятельств замечается в царствование Елизаветы в Англии, где сверх того прекращение недавних смут и повышение уровня народного благосостояния дали сильнейший толчок нравственным и умственным силам нации. Уже тогда накопилась та колоссальная энергия, которая сказалась впоследствии в революционном движении; но эта энергия пока еще сказывалась главным образом на мирном поприще. Шекспир выразил ее в своих драмах. Его отечество, однако, не всегда умело ценить его гениальные произведения. Со времен реставрации аристократия, стремясь перенести к себе на родину вкусы и привычки блестящего французского дворянства, забывает Шекспира. Драйден находит его язык устарелым, а в начале XVIII века лорд Шефтсбюри горько жалуется на его варварский слог и старомодный дух. Наконец, Поп сожалел, что Шекспир творил для народа, не стараясь понравиться зрителям “лучшего сорта”. Только со времени Гаррика Шекспира снова полностью (без подчисток и переделок) играли на английской сцене» (там же: 176). Плеханов подчеркивает, что Гизо в своем исследовании творчества Шекспира шел по совершенно верному пути и придавал точке зрения на литературный процесс, изложенный Гизо в «Жизни Шекспира», «колоссальную научную важность» (там же: 178). 
 
Текст: Плеханов Г. В. А. Л. Волынский «Русские критики. Литературные очерки» // Плеханов Г. В. Избранные философские произведения : в 5 т. Т. V. М. : Соцэкгиз, 1958. С. 160–190.
Лит.: Луначарский А. В. Плеханов как искусствовед и литературный критик // Луначарский А. В. Критика и критики: Сб. статей. М., 1938.
 
Вал. А. Луков
 

Перрсоналии: Исследователи французской литературы.