Сенакль

«Сенакль» — литературный кружок французских романтиков 1820-х годов. Первый «сенакль» возглавил в 1824 г. французский писатель-романтик Шарль Нодье. В кружок входили Эмиль и Антони Дешан, Александр Суме, Шарль Шенедолле, Жюль Лефевр. Иногда литературный салон Нодье посещали Виктор Гюго и Альфред де Виньи. Печатным органом сенакля был журнал «La Muse française» («Французская муза»).

Этих литераторов объединяло желание обновить литературу, противопоставить устаревшим, с их точки зрения, нормам классицистской эстетики свободу художника. Как писал близкий к членам кружка писатель Александр Гиро, «борьба идет между теми, кто хочет хоть иногда доверять своему сердцу, и теми, кто верит только разуму или памяти, кто следует в области воображения исключительно проторенными путями; можно сказать, что борьба идет между XVIII и XIX веками». Вместе с тем в кружок входили писатели, занимавшие непоследовательную позицию, тяготевшие к классицизму (Шенедолле, Суме).

Самой значительной и яркой фигурой в кружке был Ш. Нодье, которого иногда называют «отцом» французского романтизма. В своем «Курсе литературы» он дает высокую оценку писателям «меланхолической школы», к которой он относит Прево, Ж.-Ж. Руссо, Ричардсона, Стерна, Бенарден де Сен-Пьера, Гёте. В творчестве этих авторов Нодье ценит чувствительность и меланхолию, внимание к внутреннему миру человека.

В новелле «Зальцбургский живописец» (1803) заметно влияние на Нодье немецкого романтизма. Писатель создает образ талантливого художника Шарля Мюнцера, изгнанника, непризнанного гения, одинокого и несчастного человека.

Роман «Жан Сбогар» (1818) принес Нодье известность в литературных кругах. История о трагической судьбе благородного разбойника, полная приключений, душевных тайн, любовных страстей, похищений, описаний экзотической природы Адриатики, покорила читателей. Контраст становится основным приемом построения образа главного героя, в котором соединяются добро и зло, разбойник Сбогар и ангелоподобный Лотарио. В романе Нодье господствует лиризм и исповедальность. Нодье предстает продолжателем традиций Ж.-Ж. Руссо с его «Юлией, или Новой Элоизой» и И. В. Гёте с его «Страданиями юного Вертера».

Веку технического прогресса и научного знания Нодье противопоставил культ воображения, который с особой силой проявился в его фантастических новеллах и сказках, населенных вампирами, привидениями, феями, гномами, сильфами, героями-чудаками («Смарра», 1821; «Трильби», 1822; «Фея хлебных крошек», 1832; «Инес де лас Сьеррас», 1837 и др.).

В 1833 г. вопреки сопротивлению некоторых консервативно настроенных академиков Нодье был избран членом Французской академии.

Второй «сенакль» сформировался в 1827 г. В него входили Альфред де Виньи, Александр Дюма, Проспер Мериме, Оноре де Бальзак, Шарль-Огюстен Сент-Бёв, Альфред де Мюссе, Жерар де Нерваль, Теофиль Готье. Во главе второго «сенакля» встал В. Гюго, переехавший с семьей в 1827 г. в двухэтажный особняк на улице Нотр-Дам-дю-Шан, где и собирались члены кружка. В отличие от консервативно настроенных членов первого «сенакля», многие из которых были противниками Великой Французской революции и сторонниками монархии, писатели, вошедшие во второй «сенакль», были либералами и республиканцами. Они гораздо активнее и последовательнее, нежели их предшественники, выступали за новое романтическое искусство. Второй «сенакль» распался после Июльской революции 1830 г.

Лит.: Обломиевский Д. Д. Французский романтизм. М., 1947. С. 83−86; Трыков В. П. «Сенакль» // Новая школьная энциклопедия. Словесность. М., 2004. С. 466−469.

В. П. Трыков

 

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Теория истории литературы: Направления и течения: Романтизм. -- Историко-культурный контекст: Культура.