Сент-Бёв Шарль-Огюстен

Сент-Бёв (Sainte-Beuve) Шарль-Огюстен (23.12.1804, Булонь-сюр-Мер, — 13.11.1869, Париж) — французский писатель и литературный критик. Родился в г. Булонь-сюр-Мер в семье инспектора налогового ведомства. В 1818 г. переехал в Париж, учился в коллеже Бурбона, где изучал филологию и философию. По окончании коллежа в 1824 г. Сент-Бёв начал сотрудничать в газете «Глоб» («Глобус»).

Сент-Бёв начинал как поэт. В 1829 г. была опубликована его книга «Жизнь, стихотворения и мысли Жозефа Делорма», выстроенная как духовная биография талантливого молодого поэта. Первая часть — мистифицированное биографическое повествование о жизни вымышленного персонажа Жозефа Делорма, якобы воссозданное на основе его посмертных записок. Вторая часть — стихи героя. Третья — прозаические фрагменты литературно-критического характера. Вскоре Сент-Бёв понимает, что размеры его поэтического дарования не могут сравниться с талантом Ламартина или Гюго. Изданный им в 1830 г. поэтический сборник «Утешение» не имел успеха. Писатель переживает острый нравственный и творческий кризис.

Он сосредоточивается на журналистской деятельности, все активнее проявляет себя в публицистике и литературной критике. Значительное влияние на формирование политических взглядов Сент-Бёва оказало учение Сен-Симона, христианский социализм аббата де Ламенне. Сент-Бёв не принял режима Луи-Филиппа. В статьях, опубликованных в республиканских газетах «Насьональ», «Тан», он критиковал коррумпированность и бездарность новой власти.

Сент-Бёв ищет способы обновления литературной критики. Результатом этих поисков и своего рода компесацией неудач на поэтическом поприще стал жанр литературного портрета, основателем которого был Сент-Бёв. Первые литературные портреты — «Пьер Корнель», «Лафонтен», «Мадам де Севинье», «Жан-Батист Руссо» и др. — печатаются в периодических изданиях в конце 20-х годов XIX века.

Широта кругозора, острая наблюдательность, мастерство психологического анализа, тонкость литературного вкуса позволили Сент-Бёву очень скоро стать одним из самых авторитетных литературных критиков. Статьи и рецензии Сент-Бёва печатали самые авторитетные парижские газеты и журналы, такие как «Журналь де Деба», «Ревю де де монд». В 1844 г. Сент-Бёв был избран во Французскую академию.

Особый этап литературно-критической и журналистской деятельности Сент-Бёва начался в 1849 г. и продлился почти двадцать лет. Издатель Л.Д. Верон предложил Сент-Бёву писать для парижской газеты «Конститюсьонель» небольшие статьи, очерки и этюды, которые должны были появляться на страницах газеты по понедельникам. Эти публикации составили впоследствии многотомные серии «Беседы по понедельникам» (1851−1862) и «Новые понедельники» (1863−1870), в которых проявилась блестящая эрудиция Сент-Бёва, широта его литературных интересов, умение воссоздавать атмосферу прошедших эпох.

С конца 1850-х годов Сент-Бёв публиковал свои литературно-критические статьи и очерки в «Монитёр» и «Тан». На финальном этапе своего жизненного и творческого пути Сент-Бёв оказался в оппозиции к Наполеону III. В 1868 г. он выступил против решения властей Второй империи о предоставлении церкви права руководить высшими учебными заведениями Франции. В 1869 г., выступая в парламенте, он потребовал свободы слова для писателей.

В историю французской литературы и журналистики Сент-Бёв вошел как авторитетнейший литературный критик, создатель «биографического метода», согласно которому, чтобы понять своеобразие творчества того или иного художника, необходимо «увидеть в поэте человека», «воскресить живой облик» писателя, изучить его биографию.

Одним из первых критиков «биографического метода» Сент-Бёва стал Марсель Пруст, писавший в своей книге «Против Сент-Бёва»: «Кажется, за всю свою жизнь Сент-Бёв так никогда и не понял, в чем суть литературы. Он ставил ее на одну доску с беседой» (Пруст М. Против Сен-Бёва: Статьи и эссе. М.: ЧеРо, 1999. С. 40).

Как бы то ни было, современные французские литературоведы высоко оценивают вклад Сент-Бёва прежде всего в развитие литературной критики, называют его «поэтом в критике» (П. Моро), «критиком-портретистом» (Р. Файоль). Продолжателями традиции жанра литературного портрета во французской литературе XX века стали А. Франс, Р. де Гурмон, А. Жид, Ж. Кокто, А. Моруа.

См. также статью: Сент-Бёв и жанр литературного портрета (статья В. П. Трыкова).

Соч.: Portraits contemporains. Vol.1−3. P.: Didier, 1846; в рус. пер. — Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970.

Лит.: Трескунов М. Сент-Бев // Сент-Бев Ш.-О. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970. С. 5–44; Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Исследователи французской литературы. — Историко-культурный контекст: журналистика.