Астрея (пасторальный роман О. д’Юрфе)

Во Франции получил распространение жанр пасторального (т. е. пастушеского) романа, самым ярким образцом которого стал пятитомный роман Оноре д’Юрфе (d’Urfé, 1557–1625) «Астрея» («Astrée», не закончен, выходил частями с 1609 по 1628 г.), где рисуется жизнь пастухов и пастушек в Галлии V века, но это, как писал автор, «не те пастухи, которые не знают иной жизни, а те, которые нашли в этой сладостной жизни благородное отдохновение». В довольно простой сюжет о трепетной, безответной любви пастуха Селадона к прекрасной пастушке Астрее автор включил около 80 вставных эпизодов, придав барочную усложненность формы огромному роману (в первом издании насчитывается 5399 страниц). Заповеди любви Селадона, во многом сходные с кодексом любви у трубадуров, стали очень популярными в прециозных салонах. Хотя д’Юрфе в посвящении ко 2-й книге (1610) романа восхваляет Генриха IV и называет его подлинным автором своего произведения, ибо только в условиях «отдыха и спокойствия», устанивившихся в результате деятельности короля, могли появиться подобные произведения, дух оппозиции абсолютизму присутствует в романе в неявной форме — как уход от действительности в мир пастушеской идиллии. Роман д’Юрфе получил международное признание. В Германии была даже основана «Академия совершенных любовников» («Académie des Parfaits amants»), которую создали 48 принцев, принцесс и пр. представителей высшего света. Они написали автору романа письмо, в котором сообщили, что решили, приняв имена героев «Астреи» и облачившись в их костюмы, предаться наслаждению «совершенной любви». Пасторальные мотивы широко распространяются в литературе Франции первых десятилетий XVII века. В театре ставились пьесы по отдельным эпизодам «Астреи»: «Lygdamon et Lidias» (1629, опубл. 1631) Жоржа Скюдери (Scudéry), «Chryséide et Arimant» (1625, опубл. 1630) Жана Мере (Mairet), «La Dorinde» (1631) Жана Овре (Auvray) и др. Только успех антипасторального романа Шарля Сореля (Sorel, 1602–1674) «Сумасбродный пастух» (Le Berger extravagant, 1627–1628), написанный в духе «Дон Кихота», приостановил это увлечение и оказался для пасторальной литературы тем, чем стал роман Сервантеса для рыцарских романов. Пасторальный роман «Астрея» относится к прециозной литературе, является одной из форм литературы барокко, специфически французской.

Соч.: L’Astrée d’Honoré d’Urfé. Ed. Vaganée. Lyon-P., 1925–28; в рус. пер. – Из романа «Астрея» // Западноевропейская литература XVII века: Хрестоматия / Сост. Б. И. Пуришев. М., 2002; Астрея. Перевод Н. Т. Пахсарьян // Новые переводы. М., 2005.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. Т. 1. М., 1946; Потемкина Л. Я. Пути развития французского романа в XVII веке. Днепропетровск, 1971; Женетт Ж. Змей в пастушеском раю // Женетт Ж. Фигуры: В 2-х т. Т.1. М., 1998; Чекалов К. А. Оноре д’Юрфе: «Я ничего не представляю глазу, но только лишь уху» // Чекалов К. А. Маньеризм во французской и итальянской литературах. М.: ИМЛИ РАН, 2001. С. 153–203; Пахсарьян Н. Т. Историко-литературная репутация произведения как аксиологическая проблема современного литературоведения (феномен «Астреи» О. Д’Юрфе) // Свободный взгляд на литературу. Проблемы современной филологии. Сборник статей к 60-летию научной деятельности академика Н. И. Балашова. М.: Наука, 2002. С. 284–289; Кожанова Т. О. Проблема комического в романе Оноре д Юрфе «Астрея»: Дис. ... канд. филол. наук. М., 2005; Bonafous N. Études sur l’Astrée et sur Honoré d'Urfé. P., 1846; Rostand Е. Deux romanciers de Provence, Honore d'Urfe et Emile Zola: le roman sentimental et le roman naturaliste. P., 1921; Magendie M. Le roman français au XVIIe siècle: de l’Astrée au Grand Cyrus. P., 1932; Giorgi G. L'Astree di Honore d'Urfe tra barocco e classicismo. Firenze, 1974; Gaume M. Les inspirations et les sources de l'oeuvre d'Honoré d'Urfé. Lille, 1980.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVII век. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Барокко. — Произведения и герои:  Произведения.