Маро Клеман

maro001

Клеман Маро. Портрет работы Корнеля де Лиона. (Ист: www.krugosvet.ru).

 

Маро (Marot) Клеман (1496–1544) — французский поэт эпохи Возрождения. Родился в Кагоре, в семье поэта Жана Маро. В 1506 г. с отцом Клеман Маро едет в Париж. Первую поэму «Храм Купидона» (1514) преподносит Франциску I. В 1519 г. Маро поступает на службу к Маргарите, сестре короля, в 1526 г. он назначен придворным поэтом, но в 1532 г. за нарушение поста заключен в тюрьму, освобожден благодаря своей покровительнице. После тюремного заключения стал активным борцом против церковного фанатизма, обнаружил дар сатирика в стиле Рабле. В 1533 г. выпускает сочинения Вийона. В 1533 из-за подозрений в ереси уезжает в Феррару и возвращается в Париж только в 1536 г. 1542 г. — период вынужденного изгнания в Женеве, затем в Пьямонте. Умер в Турине.

Писал сонеты в подражании Горацию и Петрарке (1532), эклоги, элегии (1538), оды, светские придворные миниатюры, послания в стиле античности, любовную лирику, эпиграммы («О себе самом», 1535), эпитафии, сатиры. Переводил Вергилия. Наиболее известны поэма «Храм Купидона», элегия «О несчастном богаче Жаке де Санблансе, сеньоре де Санблансе» (1520), сборник стихотворений «Клеманова юность» (1532), «Продолжение Клемановой юности» (1534), аллегорическая сатирическая поэма «Ад» (1542). С 1534 г. под влиянием идей Реформации переводит псалмы Давида: «Тридцать псалмов» (1541), «Пятьдесят псалмов» (1543). 

Клемана Маро называют последним поэтом средневековых стихотворных форм — баллад, рондо, жалобных песен. В то же время он стал первым, кто преодолел «великую риторику», поэтическое течение, к которому его приобщил отец. Стихи Маро отличает легкость, остроумие, галантность. Маро обогатил поэзию гуманистическими идеями, новыми формами (блазон — «Брови», 1536). Он, предвосхитив Ронсара, модернизировал форму сонета — вместо классической терцины сdc + dcd или удвоенной сdе + сdе, образующей заключительное шестистишие (коду), он использует произвольную расстановку рифм: есd + ееd или сdcd + ее. 

Творчество Клемана Маро привлекало внимание А. С. Пушкина, который много переводил и сам писал «маротическую эпиграмму», обращался к образу поэта в споре с литературными критиками. Сохранились отзывы о Маро Н. С. Лескова.

 

Соч.: L'adolescence clémentine. P., 2005; Poésie // Anthologie de la poésie lyrique française des XIIe et XIIIe siècles / Présentée par J. Dufournet. P.,1989; в рус. пер. — Европейские поэты Возрождения. М., 1974.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Виппер Ю. Б. О своеобразии художественного мироощущения Клемана Маро // Виппер Ю. Б. Творческие судьбы и история (О западноевропейских литературах XVI — первой половины XIX века). М., 1990; Ермоленко Г. Н. А. С. Пушкин и К. Маро: К проблеме гипертекстуальности в лирике Пушкина // Пока в России Пушкин длится, Метелям не задуть свечу: Тр. семинара «Творчество А. С. Пушкина в историко-литературном контексте» (Смоленск, 10–12 февр. 1998 г.) / Сост. и ред. В. С. Баевский и Н. В. Кузина. Смоленск, 1998. С. 11–18; Каплан А. Я. Судьба Клемана Маро // Двор монарха в средневековой Европе: явление, модель, среда. СПб, 2001. Вып. 1; Defaux G. Le Poète en son jardin: Étude sur Clément Marot et L'Adolescence clémentine. P., 1996; Clément Marot «Prince des poëtes françois» (1496–1996): Actes du Colloque International de Cahors en Quercy (21–25 Mai 1996). P., 1997.

Н. Е. Ерофеева

 

Этапы литературного процесса: Возрождение: Высокое Возрождение. — Персоналии: Французские писатели.