Жодель Этьен: родоначальник жанра ренессансной трагедии

Этьен Жодель (Jodelle, 1532–1573) — французский драматург и поэт эпохи Высокого Возрождения, входил в «Плеяду». Жодель предпринял попытку перенести поэтические требования Ронсара и Дю Белле в драматургию. Жодель был автором первой французской ренессансной трагедии «Пленная Клеопатра» («Cléopâtre captive», 1552), которую написал в 19-летнем возрасте, что позволило ему сыграть на премьере роль Клеопатры. За первой трагедией последовала первая французская комедия — «Евгений» («Eugène», 1552), а затем и вторая трагедия — «Дидона, приносящая себя в жертву» («Didone se sacrifiant», ок. 1558). Предвосхищая классицистов XVII века, Жодель берет для своих трагедий сюжеты из античных источников, подражает Сенеке в форме произведения, впервые во Франции применяет правило «трех единств» (времени, места и действия), первым использует для трагедий александрийский стих, что впоследствии стало обязательным требованием драматургии классицизма. Это позволяет сделать вывод о том, что Жодель (несмотря на молодой возраст и довольно скромное поэтическое дарование) создал персональную модель во французской драматургии: он открыл путь формированию жанра классицистической трагедии, ставшего вершиной системы жанров классицизма.

Как поэт, в основном занимался текстами для придворных представлений, но провала одного из празднеств снискал немилость короля Генриха II, покинул двор, умер в безвестности и крайней бедности.

Соч.: Œuvres complètes / éditées par E. Balmas. P.: Gallimard, 1968.

Лит.: Balmas E. Un Poeta del rinascimento francese : Etienne Jodelle. Florence, 1962.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Возрождение: Высокое Возрождение. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Плеяда. — Теория истории литературы: Жанры. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.