Готье Теофиль

 

Теофиль Готье. Фото В. Ф. Тимма (1820–1895). (Ист.: obozrevatel.com).

 

Готье (Gautier) Теофиль (30.8.1811  22.10.1872) — французский писатель, критик и журналист. Родился в Табре в семье наполеоновского офицера. В 1814 г. семья переезхала в Париж. Готье учился в лицее Карла Великого, где подружился с Ж. де Нервалем. Увлекался живописью. Испытал влияние В. Гюго. Первые опубликованные поэтические произведения — сборник «Стихотворения» (1830), фантастическая поэма «Альбертус» (1833), сборник новелл «Молодая Франция» (1833) — свидетельствовали о приверженности их автора принципам романтизма, но остались почти не замеченными. 

Готье стоит у истоков французского эстетизма. В предисловии к роману «Мадемуазель де Мопен» (1835–1836) он сформулировал основные положения теории «искусства для искусства»: искусство самоценно, оно не имеет никаких внешних, неэстетических задач и функций — познавательной, воспитательной, социальной. Единственная цель художника — воплощать Красоту, а «воистину прекрасно только то, что абсолютно ни на что не годится, все полезное уродливо…». В начале 1830-х годов Готье занялся журналистикой, в парижской газете «Пресс» вел раздел литературной и художественной критики. Опубликованные в периодической печати литературные портреты поэтов XV–XVII веков (Ф. Вийона, Т. де Вио, Сент-Амана, С. Сирано де Бержерака и др.) вошли в сборник «Гротески» (1844).

Лучшее из созданного Готье — поэтический сборник «Эмали и камеи» (1852), образец «словесной живописи», который отличает пластическая выразительность и живописность образов, отточенность художественной формы, эмоциональная сдержанность. Готье уподобляет слова краскам, создает визуально конкретный образ предмета или явления («Симфония ярко-белого», «Этюд рук», «К розовому платью», «Часы», «Чайная роза», «Кармен»). В сборнике выражен идеал «вечного искусства», преодолевающего быстротечность жизни и навсегда запечатлевающего в своих формах преходящие мгновения бытия.

При жизни наибольшим успехом у широкой публики пользовался приключенческий роман «Капитан Фракасс» (1863). Готье также автор романов «Эльдорадо, или Фортунио» (1837), «Роман о мумии» (1858), многочисленных новелл, статей, рецензий, литературных портретов, путевых заметок. Свои впечатления от поездки в Россию он описал в книге «Путешествие в Россию» (1867). Последней большой работой Готье стала незавершенная книга «История романтизма» (1874). 

Поэтическое творчество Готье — поворотный момент во французской поэзии XIX века. Культ формы, преодоление романтического лиризма, требование «объективности», «бесстрастности» в поэзии — все это откроет путь парнасской школе. Концепция «искусства для искусства» оказала воздействие на Ш. Бодлера и поэзию символизма. На русский язык Готье переводили В. Брюсов, М. Волошин, Н. Гумилев, Б. Лифшиц и др. 

 

Соч.: Oeuvres choisises. P., 1930; Voyage en Russie. P., 1990; в рус. пер. — Путешествие в Россию. М., 1988. Эмали и камеи. М., 1989; Два актера на одну роль. Новеллы. М., 1991; Капитан Фракасс. М., 1992; Мадемуазель де Мопен. М., 1997.  

Лит.: Косиков Г. К. Теофиль Готье, автор «Эмалей и камей» // Готье Т. Эмали и камеи. М., 1989; Зенкин С. Н. Работы по французской литературе. Екатеринбург, 1999; Schapira M. C. Le regard de Narcisse. Romans et nouvelles de Th. Gautier. Lyon, 1984; Voisin M. Le Soleil et la nuit. L’imaginaire dans l’oeuvre de Théophile Gautier. Bruxelles, 1981. 

 

В. П. Трыков

 

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Персоналии: Французские писатели.