Ронсар Пьер де

Пьер де Ронсар (Pierre de Ronsard; 11.09.1524, замок Ла-Поссоньер, Вандомуа, —27.12.1585, аббатство Сен-Ком, близ Тура) — крупнейший поэт французского Высокого Возрождения, стал вождем «Плеяды». Он внес выдающийся вклад в разработку жанров оды (опубликовав в 1550 г. первые 4 книги од), гимна (например, «Гимн Франции»), французского сонета, ввел новую поэтическую строфу — «ронсарову строфу» с рифмовкой aabccb, выступил с защитой александрийского стиха.

В трактовке любви (циклы сонетов «Любовь к Кассандре», «Любовь к Марии», «Любовь к Елене» — «Les Amours», 1552–1553) Ронсар отходит от поэтов «нового сладостного стиля» и Петрарки, превозносивших Даму и уподоблявших ее Богородице.

В сонете, посвященном Марии, он писал:

 

Будь я Юпитером, была бы ты Юноной,

Вздымайся над дворцом моим соленый вал,

Бессмертной Тефией тебя бы я назвал

И океанскою украсил бы короной.

 

Будь я царем, а ты царицею законной,

На быстрых скакунах, пьянея от похвал,

Ты проносилась бы, и ветер бы взвивал

Златые волосы перед толпой склоненной.

 

Но я не Бог, не царь, и жребий мой иной:

Я создан, чтоб служить, служить тебе одной,

Любой твой приговор сочту я справедливым.

 

Ты жизнь моя и смерть, печаль и боль моя,

Ты только полюби — Нептуном стану я,

Юпитером, царем, богатым и счастливым.

(Пер. Р. Дубровкина)

 

Поэта охватывает земное чувство огромной интенсивности, он пленен женщиной — ее глазами, роскошными волосами, телом («Но если бы рукой скользил я в час ночной / По вашим прелестям — по ножкам, по груди ли...»), но может быть ироничным, неучтивым (один из сонетов цикла «Любовь к Марии» начинается так: «Мари! Вставайте же! Сегодня вы ленивы!»), что выдает интимность отношений. Страстность и искренность поэта звучит даже в его ревности:

 

Ах, чертов этот врач! Опять сюда идет!

Он хочет сотый раз увидеть без рубашки

Мою любимую, пощупать все: и ляжки,

И ту, и эту грудь, и спину, и живот.

(Пер. В. Левика)

 

Разрабатывая вместе с Дю Белле программу развития французской поэзии как поэзии больших героических форм, Ронсар задумал грандиозную поэму «Франсиада» («La Fransiade») в 24 песнях, но смог написать только 4 песни (опубл. 1572) и оставил замысел. Он вошел в историю поэзии не как создатель героических поэм, воплощавших национальную идею, а как поэт свободно выраженных чувств индивидуальности, создав тем самым персональную модель во французской поэзии, оказавшуюся необычайно плодотворной.

Соч.: Oeuvres complètes. Éd. établie, présentée et annotée par J. Céard, D. Ménager et M. Simonin. T. 1–2. P.: 1993–1994; в рус. пер. — Избранная поэзия. М., 1985; О вечном. М., 1999; Сонеты. Элегии. Оды / Pierre de Ronsard. Sonnets. Elegies. Odes (пер. Р. Дубровкина). М., 2004.

Лит.: Виппер Ю. Б. Поэзия Плеяды. М., 1976; Берри А. Ронсар. СПб., 1999; Michel Simonin, Pierre de Ronsard, Paris, Fayard, 1990; Rouget F. Pierre de Ronsard. P.; Rome, 2005 (Bibliographie des Écrivains français, n° 27).

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Возрождение: Высокое Возрождение. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Плеяда. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.