Теория гуманистического образования и воспитания в романе Ф. Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль»

В романе великого французского писателя эпохи Возрождения Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» большой раздел романа (книга 1, гл. 14–24) посвящен изложению педагогических идей Рабле. Писатель сопоставил два типа воспитания и образования — схоластический и гуманистический. При этом он использовал очень наглядный прием: изобразил один день жизни Гаргантюа под руководством учителей-схоластов из Сорбонны и один день его жизни под руководством мудрого гуманиста Понократа. Если первое описание передает бесцельность схоластического образования, то второе показывает разумность, гармоничность, полезность гуманистического образования и воспитания, для которого используется каждая минута бодрствования и любая жизненная ситуация и которое построено на конкретности, доступности, наглядности, целесообразности, разнообразии приемов, развитии интересов, связи с жизнью.

Рабле, подобно Леонардо да Винчи и другим деятелям эпохи Возрождения, своей жизнью доказал возможность осуществления идеального представления гуманистов об «универсальном человеке».

Текст: Oeuvres complètes. P., 1994 (Bibliothèque de la Pléiade); в рус. пер. Гаргантюа и Пантагрюэль / Пер. Н. М. Любимова. М., 1973 (БВЛ).

Лит.: Мир Рабле: В 3 т. Т. 3: А. Веселовский. Рабле и его роман. М. Бахтин. Площадное слово в романе Рабле. Е. Евнина. Франсуа Рабле. Е. Брандис. Рабле под запретом. Л. Пинский. Смех Рабле. М., 2003

Вл. А. Луков, Вал. А. Луков

Этапы литературного процесса: Возрождение: Предвозрождение и Раннее Возрождение. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе. — Историко-культурный контекст: Культура.