Этапы и периоды лидерства Франции в мировом литературном процессе (статья Вл. А. Лукова)

Поначалу французская литература развивалась в русле общих тенденций, присущих средневековым литературам европейских стран, ничем особенно не выделяясь, за исключением более раннего, чем в других странах, формирования драматургии. Только в XII веке становление куртуазной культуры позволило этой литературе достичь лидерства как в поэзии (на юге нынешней Франции, в поэзии провансальских трубадуров), так и в жанре средневекового рыцарского романа. Собственно, это были две литературы, так как Прованс существовал как отдельное государство, где литература развивалась на провансальском языке, и лишь позже, когда в ходе религиозных альбигойских войн XIII века Прованс потерпел сокрушительное поражение, его культурное наследие постепенно влилось в общефранцузский культурный ареал.

В течение длительного периода Предвозрождения и Возрождения лидерство в европейских литературах принадлежало Италии, затем, с началом Нового времени (рубеж XVI–XVII веков) — Испании и Англии. Возрождение во Франции дало такого самобытного писателя, как Рабле, необычайно яркое явление в поэзии — деятельность Плеяды, но в целом несколько запаздывало: писатели этого времени ориентировались на итальянскую поэзию, гуманистические произведения Эразма Роттердамского, другие иноязычные образцы.

Французский классицизм XVII века — первая художественная система, оказавшая огромное влияние на европейские литературы. Здесь французская литература вступает в первую парадоксальную фазу: отойдя от национальной традиции, классицисты выбрали в качестве образца античную литературу. Но именно французский вариант классицизма стал доминирующим. Трагедии Корнеля и Расина, комедии Мольера, поэтика классицизма, изложенная в «Поэтическом искусстве» Буало, уже в конце этого века получили международное признание, а в следующем веке стали образцами для писателей Англии, Германии, других стран вплоть до России. Лидерство французской литературы сохранилось и в XVIII веке, несмотря на то, что истоком идей и художественных форм для французских просветителей была Англия. Именно французские просветители Вольтер, Дидро, Руссо стали кумирами европейских читателей этой эпохи, подняв на недосягаемую высоту художественные достижения Просвещения. Руссо оказался провозвестником новых художественных явлений — предромантизма и романтизма.

Здесь развитие литературного процесса во Франции вступает во вторую парадоксальную фазу. Предромантизм сказался в литературе Франции слабее, чем в Англии и Германии, а романтизм, напротив, проявился очень ярко, как литературная революция, но при этом французские романтики противопоставили отечественной классицистической традиции иноземные образцы: Расину они предпочли Шекспира. Огромное влияние на них оказали и немецкие писатели от Гёте и Шиллера до йенских романтиков, Гофмана, Гейне, последние десятилетия жизни жившего во Франции. Но характерная деталь: международное признание к немецким романтикам пришло лишь после того, как о них рассказала в своей книге «О Германии» Жермена де Сталь. Точно так же несколько позже Европа узнала о Пушкине, Лермонтове, Гоголе, Тургеневе благодаря критической и переводческой деятельности Проспера Мериме и переезду во Францию самого Ивана Сергеевича Тургенева. Здесь надо иметь в виду, что до 1918 года французский язык был официальным языком международного общения. Высший класс европейских стран нередко даже в быту пользовался французским языком, и поэтому перевод на французский язык открывал путь произведению и его автору к читателю, а отсутствие перевода необычайно затрудняло международное признание представителей иноязычных литератур, в то время как даже незначительные французские писатели получали широкую известность.

Французская литература снова достигает лидерства в XIX веке благодаря представителям реализма — Бальзаку, Стендалю, Мериме, Флоберу. Начиная с данного времени и затем в течение целого столетия это лидерство связано не только со значительностью достижений французских писателей, но и с тем, что именно во Франции возникают различные литературные направления и течения в наиболее чистом виде. Это касается реализма, натурализма, неоклассицизма, символизма, сюрреализма, экзистенциализма и др.

Однако уже на рубеже XIX–XX веков и затем на протяжении ХХ века в западной литературе складывается многополярная структура: сначала Норвегия выдвигает Ибсена как родоначальника «новой драмы», затем Россия знакомит мир с творчеством Тургенева, Л. Толстого, Достоевского, Чехова, а несколько позже и Горького, в огромной мере повлиявших на весь мировой литературный процесс, в том числе и на французских писателей (позже подобное воздействие оказали писатели советского периода), затем оживляются немецкая (Гауптман, Г. и Т. Манны, Гессе, Брехт), позже итальянская (Пиранделло, неореализм), испанская (Унамуно, Лорка) и славянские (Чапек, Гашек, Реймонт, Андрич) литературы. Ведущие позиции продолжает сохранять английская литература (после Диккенса и Теккерея — Меридит, Гарди, Уайльд, Шоу, Киплинг, Стивенсон, Голсуорси, Уэллс, Вулф, Джойс, Лоуренс, Элиот вплоть до Мердок, Голдинга, Толкиена, Фаулза). В ХХ веке доминирующие позиции начинает завоевывать литература США (широчайшую известность получают писатели прошлого — Купер, По, Мелвилл, Торо, Лонгфелло, Уитмен, писатели рубежа веков — Марк Твен, Джек Лондон, Драйзер, писатели ХХ века Паунд, Стайн, Хемингуэй, Фолкнер, Фицджеральд, Митчелл, Уайльдер, Уильямс, Сэлинджер, Гинсберг, Керуак, Олби, Апдайк, Миллер, Воннегут, Бредбери, Кинг и многие другие). В мировой литературе видную роль начинают играть литературы Латинской Америки (поэты Дарио, Марти, Мистраль, Пабло Неруда, Гильен, прозаики, представители «нового латиноамериканского романа» Астуриас, Кортасар, Борхес, Амаду, Гарсия Маркес, Отеро Сильва, Варгас Льоса и др.), Азии (Тагор, Кавабата Ясунари, Кобо Абе, Лао Шэ и многие другие), заявляют о себе Африка, Австралия. Все это свидетельствует о превращении мировой литературы, развивавшейся регионально, в единую всемирную литературу.

В этих новых условиях французская литература, несмотря на всемирное признание Пруста, Роллана, Сартра, Камю и других выдающихся писателей, уже не может сохранять доминирующие позиции. Но она неожиданно вернула их на рубеже XX–XXI веков в особой форме, далекой от художественной, став законодателем моды в интеллектуальной сфере благодаря трудам постмодернистов — Фуко, Башляра, Делёза, Барта, Деррида, Лиотара, Кристевой, Бодрийяра, Рикёра и др.

Вл. А. Луков

Теория истории литературы: Литературные термины. – Библиография и научные приложения: Научные приложения.