Рококо

Рококо (фр. rococo, от фр. rocaille — ракушка, декоративная раковина) — направление, стиль в литературе, возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. 

Со времен Регентства в аристократической среде наблюдается упадок нравственности. Аристократы, чувствующие приближение конца своего благополучия, хотят получить от жизни все доступные им наслаждения. Героем дворянского общества стал итальянский авантюрист Джованни Казанова, посвятивший свою жизнь поискам любовных приключений, богатства и успеха, впоследствии описавший свою жизнь в знаменитых «Мемуарах», написанных по-французски. Рушились понятия дворянской чести и долга. Самые знатные женщины бесстыдно выставляли напоказ свою развращенность. Дело дошло до того, что дочь регента герцога Орлеанского похвалялась своей любовной связью с отцом. Огромные средства аристократы тратили на роскошь. Каждый день они надевали новый костюм, повинуясь капризам моды, которая становится все более изощренной. Маркиза Помпадур, отличавшаяся малым ростом, изобрела высокие каблуки. Королева Мария Антуанетта первой появилась в брюках. Дамы делали такие высокие и сложные прически, что ездили в каретах, стоя на коленях. Архитектура подчинилась новым требованиям: вместо огромных залов барокко и классицизма строились небольшие уютные помещения, в которых было удобно принимать ближайших друзей («будуары»). Их украшали с большим изяществом и роскошью. Особенно широко использовался лепной узор в виде раковины. По-французски раковина называется «rocaille», отсюда слово «rococo», первоначально относившееся к архитектурному стилю, а позже распространенное и на другие виды искусства, в том числе и на литературу.

Известный литературовед Б. И. Пуришев дал замечательную характеристику рококо в литературе: «В литературе рококо нет места героизму и долгу; царят галантная игривость, фривольная беззаботность. Гедонизм становится высшей мудростью рококо. Поэты воспевают праздность, сладострастие, дары Вакха и Цереры, сельское уединение, отдаляющее человека от треволнений общественной жизни. Распространенным мотивом становится путешествие на остров Цитеру (остров Любви). Всем богам поэты рококо предпочитают улыбающуюся Афродиту. Мир рококо дышит негой и беззаботностью. Но есть в нем нечто эфемерное, хрупкое, словно он сделан из фарфора. Рококо тяготеет к камерности, миниатюрности. Это мир малых форм и неглубоких чувств».

Мариво, Казанова и Парни замечательно вписались в этот иллюзорный мир.

Излюбленные жанры писателей рококо — пастораль, стихотворная новелла-сказка, галантный и фривольный роман, мемуары, гривуазные (т. е. игривые, легкомысленные, не вполне пристойные) комедии, короткие стихотворения (эпиграммы, романсы, послания), которые обычно называют «легкой поэзией».

Некоторые произведения рококо оказали известное влияние на литературу. Таковы ранние галантно-авантюрные романы Пьера де Мариво (Marivaux, 1688–1763) «Фарзамон» (1712, опубл. 1737), «Приключения ***, или Удивительные действия симпатии» (5 т., 1713–1714), прославившие его любовно-психологические комедии «Сюрприз любви» («La surprise de l’amour», 1723), «Двойное непостоянство» («Double inconstance», 1723), «Игра любви и случая» («Le Jeu de l’amour et du hasard», 1730) и др.; образцы «легкой поэзии» Эвариста Парни (Parny, 1753–1814), вошедшие в сборник «Эротические стихотворения» («Poésies érotiques», 1778); фривольно-авантюрный роман Жан-Батиста Луве де Кувре (Louvet de Couvray, 1760–1797) «Любовные похождения кавалера де Фобласа» («Les Amours du chevalier de Faublas», 1787–1790, вышли в 13 томах, 1792–1796). Мотивы рококо можно встретить в творчестве вождей Просвещения Вольтера и Дидро. Стихи Парни высоко ценил юный А. С. Пушкин. Писатели рококо освобождали литературу от высокопарности классицизма, пробивали дорогу новой, более свободной поэзии.

Но, как писал проф. Б. И. Пуришев, «только жизнерадостное вольномыслие просветителей развенчивало старый порядок, в то время как рококо часто его украшало, порой превращая в игривую нарядную сказку». Легковесность рококо отмечалась и современниками. «Шутка была в своем детстве в великий век Людовика XIV, наш век довел ее до совершенства. Настолько же, насколько мы упали в стиле величественного, настолько мы прогрессировали в стиле легкомысленного и фривольного», — писал в своих мемуарах маркиз Д’Аржансон (R. L. D’Argenson, 1694–1757), сожалевший об уходе «прекрасного века Людовика XIV, столь благородного и столь великого».

Лит.: Пуришев Б. И. Рококо // Краткая литературная энциклопедия: В 9 т. М., 1971. Т. 6. Стб. 339-340; Anger A. Literarisches Rokoko. Stuttg., 1962.

Вл. А. Луков
 
 Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Рококо. — Теория истории литературы: Литературные термины.