Мариво Пьер Карле де Шамблен де

Мариво (Marivaux) Пьер Карле де Шамблен де (4.02.1688–12.02.1763) — французский писатель, член Французской Академии (1743), впоследствии ее непременный секретарь.

Родился в Париже, в семье директора Монетного двора. Провел детство и юность в провинции (в 1706 написал раннюю комедию в подражание Мольеру — «Осторожный и справедливый отец, или Криспен, удачливый плут», «Le Père prudent et equitable», опубл. в Лиможе, 1712), вернулся в Париж в 22 года. Получил юридическое образование, но неприятности отца, его разорение разрушили надежды на адвокатскую карьеру, и Мариво обратился к журналистике и театру. Он взялся за выпуск журнала «Французский наблюдатель» («Le spectateur français», сначала еженедельного, потом выходившего раз в месяц в 1722–1723). Затем были журналы «Нищий философ» («L’indigent philosophe», 1728), «Кабинет философа» («Le cabinet du philosophe», 1734). В журналистике Мариво развивал трациции английских журналов Д. Аддисона и Р. Стила, опубликованные в них заметки стали подготовительным этапом для основных романов Мариво. Молодой литератор посещал кружок Б. Фонтенеля, стоявшего у истоков Просвещения, что привело Мариво к участию в возобновившемся в эстетике «споре о древних и новых» — на стороне «новых», критиковавших классицизм с его тягой к античным образцам. Мариво написал бурлескную поэму «Илиада наизнанку» («Iliade travestie», 1716) и пародийный роман «Телемак наизнанку» («Le Télémaque travesti», 1717, опубл. 1736), в которых с большим остроумием подвергает осмеянию многие положения классицистов и их излюбленные образы. Эстетическая позиция, занятая Мариво в споре, объясняет, почему он обратился к низким и даже малоприемлемым для классицистов жанрам комедии и романа (дав образцы для искусства рококо и психологической линии в Раннем Просвещении). Единственная трагедия, написанная Мариво в духе требований классицизма, «Ганнибал» («Annibal», 1720) успеха не имела. Другая трагедия — «Магомет Второй» (Mahomet second) писалась в прозе около 1726 г. и не была закончена, что лишний раз подтвердило несоприродность жанра трагедии дарованию Мариво.

Помимо кружка Фонтенеля Мариво поддерживал отношения и с литературным кружком А. Удара де Ла Мота, одного из первых во французской литературе ностелей тенденций предромантизма.

Мариво считал себя литератором-любителем, первые произведения выпускал анонимно. Его романы — «Приключения***, или Удивительные действия симпатии» («Les aventures de***, ou les effets surprenants de la sympathie», v. 1–5, 1713–1714), «Фарзамон, или Новый Дон Кихот» («Pharsamon, ou les Nouvcllcs folies romanesques», 1712, изд. 1737), «Карета, застрявшая в грязи» («La voiture embourbée», 1714, где пародируется прециозная литература XVII века; «Удивительные действия симпатии», 1736) сыграли заметную роль в становлении литературы рококо — прежде всего со стороны стиля (см.: Мариводаж), в меньшей спепени со стороны воплощенного в системе образов идеала, в чем Мариво был ближе к Раннему Просвещению.

В самом известном романе Мариво «Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***» («Vie de Marianne», 11 частей, 1731–1741, незакончен) мариводаж уходит в тень, на первом плане — развитие психологизма в описании чувств молодой девушки. Второй значительный роман Мариво — «Удачливый крестьянин, или Мемуары г-на ***» («Le Paysan parvenu», 1734–1735) — тоже незакончен, но вместе с предыдущим романом рассматривается как начало (вместе с романами А. Лесажа и А. Прево) просветительского психологического романа.

Линия рококо, мариводажа в большей степени, чем в прозе, проявилась в драматургии Мариво. Его отличие от современных ему парижских драматургов, писавших для Комеди Франсез, главного привилегорованного театра Франции, во многом объясняется тем, что он предпочитал работать для Итальянского театра в Париже (Комеди Итальенн, Comédie Italienne, восстановлен в 1716 г.), сохранившего тесную связь с комедиа дель’арте, с ее масками и характерными сюжетами. С 1720 г., после первого успеха комедии «Арлекин, любовью исправленный» («Arlequin poli par l'amour»), поставленной в этом театре, Мариво сотрудничал с итальянской труппой Л. Рикобони, нередко писал пьесы для конкретных актеров, например, для актрисы Сильвии (ее имя носят некоторые героини Мариво, наст. имя актрисы — Дж. Р. Беноцци). Успешно шли комедии Мариво и на сцене Комеди Франсез. Среди написанных им 36 комедий: «Сюрприз любви» («La Surprise de l'amour», 1722), «Двойное непостоянство» («La double inconstance», 1723), «Мнимая служанка, или Наказанный плут» («La fausse suivante ou Le Fourbe puni», 1724), «Остров рабов» («L’île des esclaves», 1725), «Остров разума» («L’île de la raison», 1727), «Второй сюрприз любви» («La Seconde Surprise de l'amour», 1727), «Триумф Плутона» («Le Triomphe de Plutus», 1728), «Игра любви и случая» («Le jeu de l'amour et du hazard», 1730), «Безрассудные клятвы» («Les Serments indiscrets», 1732), «Торжество любви» («Le triomphe de l’amour», 1732), «Школа матерей» («L'École des mères», 1732), «Счастливая уловка» («L'Heureux Stratagème», 1733), «Исправленный шеголь» («Le Petit-Maître corrigé», 1734), «Ошибка» («La Méprise», 1734), «Мать-наперсница» («La Mère confidente», 1735), «Наследство» («Le Legs», 1736), «Ложные признания» («Les fausses confidences», 1737), «Нечаянная радость» («La Joie imprévue», 1738). По жанру они достаточно разнообразны: комедия интриги соседствует с нравоучительной комедией, комедией-уроком, феерии с комедиями философского плана и т. д. Мариво также, по мнению французского литератора Г. Ларруме, создал свой особый комедийный жанр, который критик назвал, используя название одной из комедий Мариво, «surprises de l’amour» (нечаянности любви). Мольеровская модель, не лишенная сатиры и дидактизма (впрочем, художественно убедительного), все реже и реже встречается у Мариво, он переносит центр тяжести комедии с осмеяния порока на исследование любовной страсти, становясь последователем модели трагедий Ж. Расина, перенесенной Мариво в комедию. Название его комедии «Игра любви и случая» как нельзя лучше передает специфику содержания комедий Мариво, ту их особенность, которая больше всего привлекла публику и затем оказала влияние на французских комедиографов (Бомарше, Виньи, особенно Мюссе в жанре «комедий-пословиц»).

Один из афоризмов Мариво — «Желание нравиться своему веку часто бывает поводом к тому, чтобы не нравиться потомству» — предрек судьбу автора: самый популярный писатель 1720–1730-х годов, он ушел из жизни почти забытым. Его ненадолго вспомнили в связи с комедиями Мюссе, затем опять забыли. Только в ХХ веке к Мариво возвращается интерес, его комедии ставят в ряде стран. В 1940 г. на испанском языке снимается фильм «Игра любви и случая», появляются и другие фильмы (в том числе и телевизионные: «Игра любви и случая», 1954; «Ложная служанка», 1955; «Удачливый крестьянин», 1960; и др.). Интерес кинематографа к «Опасным связям» Шодерло де Лакло краем захватил и других писателей XVIII века, в том числе и такого характерного писателя в духе становящегося модным искусства рококо, как Мариво. По его произведениям снимаются фильмы «Марианна» (1997), «Мнимая служанка» (2000), «Триумф любви» (2001), телефильмы «Двойная неверность» (2008), «Второй сюрприз любви» (2009) и др.

О Мариво писал Г. Э. Лессинг в «Гамбургской драматургии». На комедиях Мариво воспитывались такие знаменитые актрисы, как А. Лекуврер, мадемуазель Марс (наст. имя — Анн-Франсуаз-Ипполита Буте-Сальвета), С. Бернар, в России – А. Е. Асенкова, среди переводчиков на русский язык – П. А. Катенин.

Соч.: Oeuvres complètes: V. 1–10. P., 1825–1830; Théâtre complet. P., 1955; Oeuvres de jeunesse / Deloffre F., éd. P., 1972; в рус. пер. – Комедии / вступ. ст. А. Д. Михайлова. М., 1961 (Библиотека драматурга); Жизнь Марианны. М., 1965, 1968, 1992, 1994, 1999; Удачливый крестьянин, или Мемуары г-на ***. М., 1970 (Литературные памятники).

Лит.: Мокульский С. Мариво // Литературная энциклопедия. Т. 6. М., 1932; История западноевропейского театра. Т. 2. М., 1957; Михайлов А. Д. Мариво в русских переводах и на русской сцене // Мариво. Удачливый крестьянин, или Мемуары г-на ***. М., 1970; Бондарев А. П. Жизнь Марианны — игра любви и случая // Мариво. Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***. М., 1994; Алташина В. Д. Философия чувствительности и концепция чувствительного героя в романах Мариво и Прево // Литература в контексте культуры. СПб., 1998. Вып. 5; Ерофеева Н. Е. Этические основы «Школы матерей» Мариво и Лашоссе // VIII Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте. М., 1996; Третьякова Е. А. Концепция любви в аллегорических произведениях П. К. Мариво // Сб. науч. тр. / Моск. лингвист. ун-т. М., 1998. Вып. 442; Михайлов А. Замечательный мастер любовно-психологического романа («Жизнь Марианны» Мариво) // Мариво. Жизнь Марианны, или Приключения графини де ***. М., 1999; Пахсарьян Н. Т. Об одном из предшественников Пруста в области повествования : [поэтика романа П. К. де Мариво «Жизнь Марианны»] // Вестн. Ун-та Рос. акад. образования. 2004. № 2; Fleury J. Marivaux et le marivaudage. P., 1881; Larroumet G. Marivaux. Sa vie et ses œuvres / 4 éd. P., 1910; Meyer E. Marivaux. P., 1930; Arland M. Marivaux. P., 1950; Deloffre P. Marivaux et le marivaudage: Étude de langue et de style. P., 1955; McKee K. N. The theater of Marivaux. N. Y., 1958; Ratermanis J. B. Étude sur le comique dans le théâtre de Marivaux. Gen.; P., 1961; Deguy M. La Machine matrimoniale ou Marivaux. P., 1982; Rubellin F. Marivaux dramaturge. La Double Inconstance, Le Jeu de l'amour et du hazard. P., 1996; Idem. Lectures de Marivaux. La Surprise de l'amour, La Seconde Surprise de l'amour, Le Jeu de l'amour et du hazard. Rennes, 2009; Marivaux et les Lumières / éd. G. Goubier-Robert. Aix-en-Provence, 1996; Boudet M. La Comédie italienne : Marivaux et Silvia P., 2001; Frantz P. (dir.). Marivaux : jeu et surprises de l’amour. P., 2009.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Рококо. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.