Мариводаж

Мариводаж (marivaudage) — стиль французского писателя Пьера Карле де Шамблена де Мариво (Marivaux, 1688–1763), в котором возродились черты прециозного стиля XVII века, его пасторальность, галантность, при этом усилилась изысканность и при этом добавились ироничность над подобного рода искусственностью, пародийность, многослойность. Внешне это обычная «салонная болтовня», легкая, беззаботная речь, но сымпровизировать ее очень непросто, не случайно Мариво прославился своими метафорами, неологизмами, крылатыми фразами, которые запоминались из поколения в поколение («Кокетки умеют нравиться, но не умеют любить; вот почему их так любят мужчины»; «Нужно очень много самолюбия для того, чтобы не слишком его выказывать»). Термин «мариводаж» появился еще в XVIII веке. Ж. Ф. де Лагарп дал такое определение термина: мариводаж — это «тончайшая смесь метафизики и тривиальности, двусмысленных чувств и просторечных оборотов». Мариводаж стал характерным воплощением в стиле французской драматургии XVIII века культуры рококо.

Мариводаж нашел широкое применение во французской комедии, в XIX веке элементы мариводажа использовал А. де Мюссе в свомх комедиях-«пословицах».

Лит.: Fleury J. Marivaux et le marivaudage. P., 1881; Larroumet G. Marivaux. Sa vie et ses œuvres / 4 éd. P., 1910; Arland M. Marivaux. P., 1950; Deloffre P. Marivaux et le marivaudage: Étude de langue et de style. P., 1955; Deloffre F. Marivaux et le marivaudage: une préciosité nouvelle / 3e éd. P., 1993.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Рококо. — Теория истории литературы: Литературные термины.