Просвещение

Наиболее значительным явлением французской литературы XVIII века, определившим ее характер и основные достижения, была литература Просвещения. Она отражает тенденции, связанные с развитием просветительской философии и науки. Соединение научного мышления и художественного творчества — характерная черта культуры эпохи, присущая Монтескье и Вольтеру, Дидро и Руссо, создавшим целую систему жанров, которые реализовали эту особенность: роман-трактат, философская повесть, философская поэма и т. д.

В первой половине века крупные достижения в искусстве связаны с просветительским классицизмом, прежде всего — с жанром трагедии, которой отдал дань Вольтер. «Новое, чуждое старому классицизму и Возрождению, заключается прежде всего в переработке антропоцентрического отношения к миру, основой которого был принцип личности. Просветительский классицизм не отбрасывает антропоцентрическое отношение к миру, но это отношение получает в нем существенное дополнение, образует в нем как бы второй центр, сосредоточенный уже не на личности, а на коллективе» (Д. Д. Обломиевский).

Наряду с этим просветители отвергают принцип трагического, ставя на его место оптимистический принцип. «Во введении оптимистического принципа содержался источник преодоления всякого рода безнадежности, в которую нередко переходила категория трагического» (Д. Д. Обломиевский). В трагедии под влиянием возрождающегося интереса к Шекспиру шире используется прямой показ действия, она становится более живописной, действие часто переносится на Восток, полный незнакомых для европейцев красок. Восток привлекает не только своей экзотикой. Картины восточного деспотизма и религиозного фанатизма оттеняют значительность и общественную значимость просветительских идеалов.

Трагедия приобретает все более философский характер. Это проявляется в ее структуре: место и время действия становятся совершенно условными. Известен такой факт: один из последователей Вольтера написал трагедию «Мензиков» из русской жизни. Русский посол выразил протест по поводу содержавшихся в пьесе оценок. Тогда автор за три дня переделал трагедию, перенеся действие в древнюю Ассирию, причем потребовалось изменить лишь имена и несколько строчек текста. Главное для авторов новых трагедий — развить определенный философский тезис, а не создать характер или обрисовать какую-то конкретную эпоху. Поэтому широко применялся принцип модернизации используемого материала.

Подлинные шедевры были созданы в комедийном жанре (Бомарше), получает развитие и его новый тип — «слезная комедия», за которой последовало создание жанра драмы (Дидро).

Важным культурным событием эпохи стало развитие жанра романа, разорвавшего путы классицистической эстетики (Прево, Монтескье, Дидро, Руссо). Приобретает популярность фривольный роман. Проблема мезальянса почти не волнует писателей или вызывает сочувствие, как в психологическом романе аббата Ф. А. Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско» (1731), где показана любовь знатного молодого человека кавалера де Грие к куртизанке (сюжет немыслимый в высокой литературе XVII века).

Тема любви в искусстве, прежде всего в литературе, становится все более и более заметной, одной из основных, что свидетельствует о новых акцентах в развитии европейской культуры.

Глубокие замечания в этой связи сделал известный чешский писатель Милан Кундера в романе «Неспешность» (1995) относительно романа в письмах П. А. Шодерло де Лакло «Опасные связи» («Les Liaisons dangereuses», 1782): «Эпистолярная форма «Опасных связей» не есть лишь простой технический прием, который можно было бы заменить любым другим. Эта форма красноречива сама по себе; суть ее в том, что все пережитое персонажами пережито лишь для того, чтобы стать рассказом, сообщением, исповедью, записью».

Установление гармонии в культуре Франции возможно было лишь при развитии параллельно с культом Разума некой альтернативы, проявившейся в формировании культа Чувства. Возникают условия для формирования сентиментализма. Сентименталисты развивали концепцию Чувства, просвещенного Разумом. Чувства в сентиментализме описываются как «естественные чувства» «естественного человека», страсти облагораживаются разумом.

Просветители подвергли беспощадной критике феодально-абсолютистский строй Франции, обрушились на реакционную философию и науку, заклеймили церковь. Просветители выступали за создание на земле царства Разума, в котором будут воплощены принципы «свободы, равенства и братства», они идеологически подготовили Великую французскую революцию.

Можно выделить такие особенности Просвещения, как революционность программы просветителей, их стремление построить новую концепцию мира и человека. В основе этой концепции лежат культ Разума и культ Природы. Единство Разума и Природы — основа для просветительского представления о «естественном человеке» (это идеальное представление воплощено в философской повести Вольтера «Простодушный», в трактатах Руссо, в ряде других произведений). Просветителям свойственна абсолютизация таких понятий, как истина («вечная истина»), справедливость («вечная справедливость»), неверная оценка перспектив развития общества после буржуазной революции. Но это объясняется вовсе не стремлением просветителей прикрыть общечеловеческими лозунгами корыстные цели буржуазии, а временем, в которое они жили, особенностями менталитета эпохи.

В истории французского Просвещения принято выделять два этапа: раннее Просвещение (первая половина XVIII века) и зрелое Просвещение (вторая половина XVIII века). Существовало и позднепросветительское течение, развивавшееся несмотря на завершение революции. Но это было уже не то большое общественное явление, каким выступало Просвещение в предреволюционные годы, оно утратило цельность и последовательность программы, исторический оптимизм.

Тексты: Хрестоматия по истории западноевропейского театра. Т. 2. Театр эпохи Просвещения (XVIII век) / Сост. и ред. С. С. Мокульского; 2-е изд., испр. и доп. М., 1955; Французский театр эпохи Просвещения: В 2 т. М., 1957.

Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. М., 1988. Т. 5. (см. библ.); Обломиевский Д. Д. Французский классицизм: Очерки. М., 1968; Проблемы Просвещения в мировой литературе / Отв. ред. С. В. Тураев. М., 1970; Момджян Х. Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1983; Строев А. Ф. «Те, кто поправляет Фортуну»: Авантюристы Просвещения. М., 1998; Пинский Л. Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение: Статьи. Лекции. М., 2002; Вершинин И. В., Луков Вл. А. Европейская культура XVIII века. Самара, 2002; Луков Вл. А. Европейская культура эпохи Просвещения. Европейская культура XIX века // Культурология: История мировой культуры / Под ред. Т. Ф. Кузнецовой; 2-е изд. М., 2006; Eigeldinger M. Lumières du mythe. P., 1983; Chaunu P. La civilisation de l’Europe des Lumières. P., 1993.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Просветительские направления. — Теория истории литературы: Литературные термины. — Историко-культурный контекст: Культура.