Лесаж Ален Рене

Лесаж (Lesage) Ален Рене (8.05.1668–17.11.1747) — французский писатель, представитель раннего Просвещения.

Лесаж родился в провинции, в семье нотариуса. Он учился в парижском университете, где получил философское и юридическое образование. Первая публикация Лесажа — вольный перевод 42 эротич. писем греческого писателя Аристенета (ок. V в.) под названием «Галантные письма Аристенета» (1695). Большое воздействие оказало на Лесажа искусство Испании, особенно театр Лопе де Вега и Кальдерона. Сначала он переводит испанских драматургов для театра Комеди Франсез (сб. «Испанский театр», 1700), а затем и сам обращается к театру, следуя традициям Скаррона и Мольера («Криспен, соперник своего господина», 1707).

Его лучшая комедия — «Тюркаре» («Turcaret», 1709). Выведенный в ней образ Тюркаре — выходца из лакеев, нажившего обманом огромные деньги, ничтожества и глупца, вес которому придают его богатства, — стал нарицательным. Вокруг этой пьесы, поставленной в театре Комеди Франсез, разразился настоящий скандал: откупщики и банкиры увидели в Тюркаре свой сатирический портрет. Драматургу пришлось уйти в ярмарочный театр. За 20 лет работы в нем Лесаж написал свыше сотни комических опер, пародий, пантомим («Ярмарочный театр, или Комическая опера», 10 т., 1721–1737).

Особое значение имеет проза Лесажа, находившаяся у истоков просветительской литературы. В 1707 г. появляется его первый роман «Хромой бес» («Le Diable boiteux»). В нем использован сюжет плутовского романа испанского писателя XVII века Гевары «Хромой бес». См. статью: Хромой бес (роман А. Р. Лесажа).

Вершина творчества Лесажа — роман «Похождения Жиль Бласа из Сантильяны» («Histoire de Gil Blas de Santillane», 1715–1735). Действие его снова разворачивается в Испании. В первых двух частях (1715) выходец из низов общества Жиль Блас проходит через низшие и средние общественные слои, уже здесь плутовской роман (как первоисточник замысла) превращается в один из первых образцов просветительского «романа развращения», который развивался параллельно просветительскому же «роману воспитания». Две другие части еще более укрупняют замысел, формируется просветительский социальный роман. См. статью: Жиль Блас (роман А. Р. Лесажа).

«Жиль Блас» оказал глубокое воздействие на просветителей (Дидро, Филдинга и др.). На русский язык роман впервые переведен в 1754–1755 гг. (а вскоре появились и переводы «Хромого беса», 1763; романов, написанных Лесажем в 1730-е годы по испанским источникам: «Саламанкский бакалавр», 1763, «История Эстебанила Гонсалеса», 1765–1766; пьесы «Криспен, соперник своего господина», 1779). В. Т. Нарежный написал роман «Российский Жильблаз, или похождения князя Г. С. Чистякова» (1814). Традиции романа Лесажа обнаруживаются и в «Иване Выжигине» (1829) Ф. В. Булгарина.

Другие произведения Лесажа: вольный перевод из Л. Боярдо «Новый перевод Влюбленного Роланда» (1717); роман «Похождения Роберта Шевалье, прозванного Бошеном, капитана флибустьеров в Новой Франции» (1732); повесть «День Парок» (1735); сборник писем «Найденный чемодан» (1740); мемуары «Забавная смесь» (1743); и др.

Художественный метод Лесажа в отечественном литературоведении характеризовался как просветительский реализм, и для этого есть определенные основания.

Соч.: Oeuvres. T. 1–5. P., 1878–1879; в рус. пер. — Тюркаре. М., 1955; Криспен — соперник своего господина. М., 1957; Похождения Жиль Бласа из Сантильяны: В 2 т. Л., 1958; Хромой бес. М., 1969; Похождения Жиль Бласа. М., 1990; Хромой бес. М., 2006.

Лит.: История французской литературы: в 4 т. М., 1946. Т. 1; Карская Т. Я. Французский ярмарочный театр. Л.; М., 1948; Бондарев А. П. У истоков полифонического романа // Французский фривольный роман. М., 1993; Dédéyan Ch. Lesage et Gil Blas. T. 1–2. P., 1965; Laufer R. Lesage ou le métier de romancier. P., 1971.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Просветительские направления. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.