Арист и Сганарель

(персонажи комедии Ж. Б. Мольера «Школа мужей»)

Арист и Сганарель (Ariste, Sganarelle) — персонажи комедии Ж. Б. Мольера «Школа мужей» (1661), братья, живущие в Париже и воспитывающие двух сестер-сирот, Изабеллу и Леонору с намерением жениться на них. Характерный пример парного образа. Однако, в отличие от Мадлон и Като в «Смешных жеманницах», по существу дублирующих друг друга, Арист и Сганарель, будучи братьями и оказавшиеся в одинаковой ситуации, нарочито противопоставлены друг другу. Арист так характеризует младшего брата: «Всегда угрюмый вид и нелюдимый нрав» (Акт I, явл. 1; пер. Вас. Гиппиуса), критикует его за старомодность в сужденьях и одежде. Кредо Ариста напоминает позицию Филинта в «Мизантропе»: «Считаться с большинством необходимо всем. / К себе внимание приковывать зачем? / Все крайности претят; разумному не надо / Ни пышности в словах, ни пышного наряда...» (Акт I, явл. 1).

Арист воспитывает девушку Леонору, предоставляя ей разумную свободу. Сганарель держит свою воспитанницу Изабеллу взаперти, не позволяет ей никаких развлечений. Несмотря на то, что Арист на 20 лет старше брата, Леонора проникается к нему уважением и любовью, становится его женой. Изабелла же дурачит своего злого опекуна Сганареля и выходит замуж за юного Валера, которого она полюбила, несмотря ни на какие запреты. Сганарелю остается лишь проклинать всех женщин: «Весь этот пол рожден, чтоб мучить нас до гроба. / На веки вечные я рад его проклясть. / Чтоб провалился он — и черту прямо в пасть!» (Акт III, явл. 10).

В этих образах соединяется повествование о семейных проблемах, свойственное фарсу, и рассказ о любви, на пути которой стоят препятствия, — типичный сюжет итальянской комедии масок — в единое целое, где за комической, почти буффонной формой возникает серьезное содержание: анализ проблем воспитания и нравственности, при этом Мольер принимает позицию Ариста — сторонника свободного и разумного воспитания и нравственности, основанной на естественной привязанности. Сганарель провоцирует использование против него обмана, его позиция никак не способствует пробуждению любви в его воспитаннице. Брак же без любви и уважения Мольеру представляется насилием над личностью, а следовательно, аморальным.

Источник образов — комедия древнеримского комедиографа Теренция «Братья» (160 г. до н. э.), однако Мольер значительно преобразовал ее сюжет. Продолжением образа Сганареля стал образ Арнольфа в комедии Мольера «Школа жен» (см. Агнеса).

Первый исполнитель роли Сганареля — Мольер, роль Ариста первым сыграл Л'Эпи (24.6.1661, Пале-Рояль, Париж). Л'Эпи (наст. имя — Франсуа Бедо), брату знаменитого Жодле (см. «Смешные жеманницы»), было более 60 лет, он играл роль в течение только одного года и, покинув сцену, вскоре умер.

Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 1.

Вл. А. Луков

 Произведения и герои: Герои.