Монтескье Шарль-Луи де Секонда, барон де

Шарль-Луи де Секонда, барон Ла Брэд и де Монтескьё (Charles-Louis de Seconda, Baron de La Brède et de Montesquieu; 18.01.1689–10.02.1755) — французский писатель, теоретик права, участник «Энциклопедии», один из вождей Раннего Просвещения во Франции, член Французской Академии (1728).

Монтескье принадлежал к одному из древних и самых знатных аристократических гасконских родов. Он увидел свет в родовом замке Ла Бред близ Бордо, именовался де Ла Бред, а после смерти дяди в 1716 г. унаследовал титул барона де Монтескье. Он получил прекрасное образование, особенно в области древних языков и юридических наук, учился в Бордосском университете. В 1708 г. стал адвокатом. В 1716 г. Монтескье получил пост президента парламента Бордо (судебный орган, пост Монтескье получил по наследству от дяди), однако в 1726 г. оставил его: он хотел отдать свои силы политической деятельности, но вскоре убедился в невозможности проявить себя на политическом поприще в условиях абсолютизма. Тем не менее, как владелец замка Ла Брэд, он и в дальнейшем участвовал в делах по управлению регионом. Большое внимание он уделял также работе в Бордоссой Академии, в которую был избран, проводя естественно-научные опыты, занимаясь разработкой гуманитарных вопросов. Среди его ранних работ — «Система идей» («Système des Idées», 1716).

Критика абсолютизма была осуществлена Монтескье в романе «Персидские письма» («Lettres persanes»), который он опубликовал без указания подлинного автора в 1721 г. Это произведение принесло ему славу и положило начало жанру философского романа. См. статью: Персидские письма (философский роман Ш. Л. де Монтескье).

После создания «Персидских писем» Монтескье переселился в Париж (в 1726 г.) и оказался в водовороте светской жизни. Созданные им пасторали приносят ему успех в свете (прозаические поэмы «Книдский храм», 1725; «Путешествие в Пафос», 1727). Классицизм и рококо здесь сосуществуют: античные боги вполне сходны с современными аристократами. Монтескье, после некоторых колебаний, избирают во Французскую Академию.

В конце 1720-х годов Монтескье много путешествовал по Европе (Автрия, Италия, немецкие княжества, Голландия). Пребывание в Англии (1729–1731) значительно повлияло на взгляды писателя. Он снова увлекается просветительскими идеями, но если в «Персидских письмах» он сочувственно говорил о республиканской форме правления в хорошо устроенном государстве будущего, то теперь он становится сторонником конституционной монархии по английскому образцу. Он часто бывает на заседаниях английского парламента, изучает законодательство, знакомится с философскими взглядами Локка, который оказал большое влияние на английское и все европейское Просвещение.

Значимое произведение, появившееся после английской поездки, — «Размышления о причинах величия и падения римлян» («Considérations sur les causes de la grandeur des Romains et de leur decadence», 1734, испр. изд. вышло в 1748 г.). В ней ярко сказываются новые черты просветительского классицизма, отличающие его от классицизма в прозе XVII века. Анализируя античный материал — в данном случае римскую историю, Монтескье сосредоточил внимание на причинах как взлета, так и впоследствии падения римского государства. Идея причинности исторических событий впоследствии приведет к утверждению в литературе принципа историзма (но это произойдет не у классицистов, а у романтиков и реалистов).

Около двух десятилетий Монтескье обдумывает и пишет свой главный теоретический труд — «Дух законов» («De l’ésprit des loix», 1748). В нем содержится критика феодально-абсолютистского строя Франции и изложена просветительская программа переустройства общества на разумных началах. См. статью: Дух законов (сочинение Ш. Л. де Монтескье).

Книга «Дух законов» сразу же после выхода в свет оказала огромное влияние на просветительское движение. Она переиздавалась десятки раз и была переведена на все основные европейские языки.

Монтескье считается (наряду с Д. Локком) основоположником концепции представительской демократии, а также основоположником идеологии либерализма. В понимании цивилизации он выступил одним из первых представителей географической школы, считавшей, что цивилизация во многом определяется ее географическим положением (даже климатом).

Идеи Монтескье повлияли на Конституцию США, на наполеоновский кодекс 1804 г., а воздействие этих документов можно проследить вплоть до наших дней во всем мире.

Соч.: Oeuvres completes: V. 1–3. P., 1950–1955; в рус. пер. — Избранные произведения. М., 1955; Персидские письма. М.. 1956.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М., 1946. Т. 1; Баскин М. П. Монтескье. М., 1965; Starobinsky J. Montesquieu par lui-meme. P., 1963; Pangj T. Montesquieu’s Philosophy of Liberalism. Chicago, 1989; Shkar J. Montesquieu. Oxford; N. Y., 1989; Schaub D. J. Erotic Liberalism: Women and Revolution in Montesquieu’s «Persian Letters». Lanham (MD), 1995.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Просветительские направления. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Просветительский классицизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.