Манон (персонаж романа А.-Ф. Прево «Манон Леско»)

Манон (Манон Лекско) — центральная героиня психологического романа «История кавалера Де Гриё и Манон Леско» («Histoire du chevalier Des Grieux et de Manon Lescaut», 1731), созданного французским писателем эпохи Раннего Просвещения Антуаном-Франсуа Прево д'Экзилем (Prévost d’Exiles, также аббат Прево, 1.04.1697–23.11.1763).

В «Манон Леско» с тонким психологизмом рассказана история трагической любви молодого аристократа и ветреной Манон. Манон непоследовательна в своем поведении, она часто изменяет де Гриё. Показ противоречивости поступков и помыслов человека — большое достижение Прево. Однако любовь де Гриё и Манон — настоящая страсть, глубокая и пламенная. Это естественное чувство оказывается в противоречии с требованиями феодального общества. События романа развиваются в эпоху Регентства, для которой было характерно падение нравов и вседозволенность в любовной сфере. Между тем любовь де Гриё к Манон вызывает осуждение света. Манон арестовывают и ссылают в Виргинию (французскую колонию в Америке), где она умирает. Прево показывает, что дело здесь не в безнравственности (не аристократам, погрязшим в разврате, осуждать героев), а в социальном неравенстве любящих. Аристократ де Гриё не может соединить свою жизнь с находящейся на низшей ступени социальной лестницы Манон Леско. Любовь к де Гриё возвышает героиню и делает ее трагической фигурой, вызывающей глубокое сострадание.

Просветители очень сдержанно отзывались о «Манон Леско». Но это произведение примыкает к просветительской литературе, так как оправдывает естественное чувство и бичует упадок нравов разлагающегося феодального общества.Появление социального объяснения трагедии Манон принципиально отличает этот образ от персонажей романов рококо, а также от страстных героинь классицистических трагедий, что позволяет говорить о становлении в творчестве Прево просветительского реализма, который с особой силой раскрылся в характерной для писателя форме психологизма.Впоследствии многие писатели обращались к образу Манон при создании своих персонажей. В XIX веке подобный образ был создан А. Дюма-сыном в романе «Дама с камелиями» и одноименной пьесе. Всемирную известность обрела опера Д. Верди «Травиата», сценарий которой написан по мотивам романа Дюма. Но и образ Манон сам по себе стал оперным персонажем (наиболее знамениты оперы «Манон» Массне и «Манон Леско» Пуччини).

Текст: Manon Lescaut / éd. J. Goulemot. P., 2005; в рус. пер. — История кавалера де Грие и Манон Леско СПб., 2003; Шодерло де Лакло. Опасные связи. Аббат Прево. Манон Леско. M., 2007.

Лит.: История французской литературы: в 4 т. М., 1946. Т. 1; Разумовская М. В. Становление нового романа во Франции и запрет на роман 1730-х годов. Л., 1981; Бондарев А. П. У истоков полифонического романа // Французский фривольный роман. М., 1993; Singerman A. L’Abbé Prévost : l’amour et la morale. Genève, 1987; Leborgne É. Bibliographie de Prévost d’Exiles. P., 1996; Sgard J. Labyrinthes de la mémoire. Douze études sur l'Abbé Prévost. P., 2010.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Просветительские направления. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Произведения и герои: Герои.