Бомарше Пьер Огюстен Карон де

Пьер Огюстен Карон де Бомарше (Pierre-Augustin Caron de Beaumarchais; 24.01.1732, Париж — 18.05.1799, там же) — французский драматург, автор комедий о Фигаро, до сих пор не утративших своей популярности.

Бомарше родился 24 января 1732 г. в Париже, в семье часовщика, первоначально сам был часовщиком, причем проявил изобретательность в часовом деле, оставившую его имя в истории техники. Успехи в профессии позволили ему оказаться при дворе. Выгодно женившись, он присоединил к своей фамилии Карон название поместья жены — Бомарше, так он стал Кароном де Бомарше. В 1761 г. ему удалось приобрести дворянское звание, которое закрепило это имя. Еще больше выгод давало ему знание музыки: он стал учителем музыки у дочерей короля Людовика XV. Наконец, он стал компаньоном генерального откупщика банкира Дюверне, что принесло настоящее богатство. Но когда Дюверне умер, Бомарше оказался ввергнутым в судебные тяжбы по наследству, и хотя он был совершенно прав, требуя от наследника Дюверне графа Лаблаша положенной доли, суд, подкупленный Лаблашем, принял решение, совершенно разорившее Бомарше. Лаблаш на этом не остановился и решил переложить свои грехи на Бомарше, обвинив его в клевете и подкупе судей. Это грозило тюрьмой, и тогда Бомарше решил воспользоваться силой печатного слова. Он написал «Мемуары» («Mémoires», 1773–1774) — 4 памфлета о судебных беззакониях. «Мемуары» принесли ему огромную популярность, в итоге он выиграл судебный процесс.

К этому времени Бомарше уже заявил о себе как о драматурге. Придерживаясь идей Дидро о необходимости создания «серьезного жанра» — драмы, он сочинил драмы «Евгения» («Eugénie», 1769) и «Два друга» («Les Deux amis», 1770). В период борьбы в суде Бомарше решает снова обратиться к драматургии, но ситуация подсказывает ему иной жанр — комедию, сатирически рисующую нравы аристократов. Он пишет комедию «Севильский цирюльник» («Le Barbier de Séville», 1773, пост. 1775), где впервые выводит на сцену Фигаро, затем вторую комедию о том же герое — «Безумный день, или Женитьба Фигаро» («La Folle journée ou le Mariage de Figaro», 1779, пост. 1784), а впоследствии — третью часть трилогии о Фигаро «Преступная мать, или Второй Тартюф» («La Mère coupable ou l’Autre Tartuffe», 1792). — См.: Фигаро (герой трилогии П. О. Карона де Бомарше).

А. С. Пушкин в стихотворениях «К Наталье» (1813) и «Паж или пятнадцатый год» (1830) упоминает героев «севильского цирюльника» — Розину, ее опекуна и юного Керубино. Бомарше был автором комедии-балета в восточном стиле «Тарар» (1787), на текст которой Антонио Сальери написал одноименную оперу. В маленькой трагедии Пушкина «Моцарт и Сальери» (1830) о ней говорится устами Моцарта: «Да, Бомарше ведь был тебе приятель. // Ты для него «Тарара» сочинил, // Вещь славную. Там есть один мотив, // Я все твержу его, когда я счастлив». Бомарше прожил бурную жизнь, побывав часовщиком, узником Бастилии, учителем дочерей Людовика XV, не теряя присутствия духа в самых сложных ситуациях. Сальери в «Моцарте и Сальери» говорит об этом: «Бомарше // Говаривал мне: слушай, брат Сальери, // Как мысли черные к тебе придут, // Откупори шампанского бутылку // Иль перечти «Женитьбу Фигаро». Оценка Бомарше дана Пушкиным в стихотворении «К вельможе» (1830), где «колкий Бомарше» назван в одном ряду с энциклопедистами и другими знаменитостями XVIII века: «Их мненья, толки, страсти // Забыты для других. Смотри: вокруг тебя // Всё новое кипит, былое истребя».

Бомарше остался в сознании потомков великим комедиографом, а Фигаро вошел в число «вечных образов» мировой культуры.

Соч.: Théâtre complet. P., 1967; Oeuvres complètes: T. 1–7. P., 2010; в рус. пер. — Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность. Безумный день, или Женитьба Фигаро. Преступная мать, или Второй Тартюф / Пер. Н. Любимова // Французский театр эпохи Просвещения: В 2 т. М.: Искусство, 1957. Т. 2; Драматические произведения. Мемуары. М.: Худож. литература, 1971 (БВЛ).

Лит.: Финкельштейн Е. Л. Пьер Огюстен Карон де Бомарше. Л.; М., 1957; Мокульский С. С. Бомарше. М., 1957; Грандель Ф. Бомарше. М., 1979; Лещинская Г. Н. Пьер Огюстен Карон де Бомарше: Библиогр. указатель. М., 1980; Обломиевский Д. Д. Бомарше // История всемирной литературы: В 9 т. М., 1988. Т. 5; Descotes M. Les grands rôles du théâtre de Beaumarchais. P., 1974; Pomeau R. Beaumarchais ou la bizarre destinée. P., 1987; Lever M. Pierre Augustin Caron de Beaumarchais: T. 1–3. P., 1999–2004.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Просветительские направления. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.