Кенье Луи Шарль

Луи Шарль Кенье (Caigniez, 1762–1842) — французский драматург, автор мелодрам, соперничавший с Пиксерекуром и Кювелье де Три. Мелодрама Кенье «Германштадтский лес» (1805) — образец предромантического произведения с готическим сюжетом, развернутом на фоне средневековых замков и дикой природы. В отличие от Пиксерекура, Кенье особое внимание уделил психологии своих героев, прежде всего, душевным движениям принцессы, которая, скрываясь от роковых опасностей, выдает себя за простую служанку.

Мрачный мелодраматический колорит сохраняется в самой известной пьесе Кенье — мелодраме «Сорока-воровка» («La pie voleuse ou La servante de Palaiseau», 1815), написанной совместно с д'Обиньи (псевдоним Жана Мари Теодора Бодуэна). Герцен в своей повести «Сорока-воровка» дает следующую характеристику мелодраме Кенье и д’Обиньи: «Страшная пьеса, после которой ничего бы не оставалось на душе, кроме отчаяния, если бы не приделали мелодрамную развязку». Но пьеса эта по ряду признаков отличается от предромантических мелодрам: в основе ее лежит реальное событие (искажен лишь финал: реальная Анетта, которую обвинили в краже серебра, была казнена, в пьесе же ее перед самой казнью оправдывают); конфликт связан с социальной сферой (Анетту можно обвинить в краже именно потому, что она служанка, а не знатная госпожа, обвинение выносит преследующий девушку судья, в руках которого социальная власть); в обрисовке образа Анетты используются средства, близкие к реалистическим. Таким образом, мелодрама «Сорока-воровка» находится у истоков реалистической социальной мелодрамы 1830–1840-х годов.

Лит.: Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVIII–XIX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Предромантизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.