Кювелье де Три Жан Гийом Антуан

Жан Гийом Антуан Кювелье де Три (Cuvelier de Trye, 1766–1824) — французский драматург, автор мелодрам, соперничавший с двумя другими авторами, создавшими первые свои мелодрамы в 1797–1798 гг., — Пиксерекуром и Кенье.

В творчестве Кювелье де Три совершается переход от предромантической мелодрамы к романтической. Страшные преступления, роковые тайны, кровавые сражения составляют предмет изображения Кювелье де Три (мелодрама «Фальшивомонетчики, или Месть», 1797, пантомимы 1790-х годов «Дитя несчастья, или Немые любовники», «Дочь гусара, или Шведский сержант»; мелодрама «Невидимый трибунал, или Преступный сын», 1802; и др.). Мелодрама Кювелье де Три и Леопольда «Жан Сбогар» («Jean Sbogar», 1818) по одноименному роману Шарля Нодье свидетельствует о возникновении французского романтического театра, который первоначально утверждается в сфере низового, «бульварного» искусства. Считается, что именно Кювелье де Три принадлежит инициатива использо¬вания шекспировских сюжетов на сцене бульварных театров (в 1818 г. на арене цирка Олимпия была поставлена его пантомима «Венецианский мавр, или Отелло»). В отличие от переделок Дюси, который стремился компромиссно соединить Шекспира с классицистической трагедией, Кювелье де Три и его последователи, переделавшие для театра Порт-Сен-Мартен «Венецианского купца», «Гамлета», «Макбета», подчеркнуто свободны от классицистических правил.

Творчество Кювелье де Три показывает, что в середине 1810-х годов предромантическая мелодрама начинает исчезать, становясь одним из источников развития как романтического, так и реалистического театра. Следовательно, на всем протяжении ее существования ей пришлось бороться лишь с одним, но могущественным соперником — классицистической трагедией.

Лит.: Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVIII–XIX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Предромантизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.