Парни Эварист Дезире де Форж де

Эварист Дезире де Форж де Парни (Parny, 1753–1814) — французский поэт. Он родился на о. Бурбон (ныне о. Реюньон), бывшем французской колонией. В 1773–1776 гг. он снова жил на этом острове, что, очевидно, в дальнейшем сыграло важную роль в его творчестве. Пройдя через увлечение «легкой поэзией» рококо («Эротические стихотворения», 1778; «Поэтические безделки», 1779), он поднял на новую высоту жанр элегии.

Влияние Вольтера сказывается в его поэме в 10 песнях с эпилогом «Война богов» (1799).

В этом отношении «Мадагаскарские песни» («Chansons Madécasses», 1787) выглядят некоторым отступлением от основного поэтического пути Парни, будучи наиболее предромантическим из его произведений.

Е. Г. Эткинд так характеризовал этот сборник: «…Парни, уже прославившийся поэт, опубликовал цикл «Мадагаскарских песен» (1787), в которых еще раз отозвался на судьбу несчастных негров, порабощенных французами. В небольшом «Предуведомлении» он сообщал читателю: «Остров Мадагаскар разделен на бесчисленное множество маленьких государств, которыми управляют столь же бесчисленные царьки. Все эти царьки всегда воюют друг с другом, и цель этих войн — пленные, которых продают европейцам. Так что без нас этот народ жил бы тихо и счастливо. В нем соединяются умелость и ум. Он добр и гостеприимен».

Парни говорит о патриархальных нравах туземцев, любящих музыку и пляски, и заканчивает: «Я собрал и перевел несколько песен, которые могут дать представление о их обычаях и нравах. Стихов у них нет; их поэзия — это изящная проза; их напевы просты, нежны и всегда печальны». Трудно сказать, действительно ли Парни «собрал и перевел» песни мадагаскарских негров — может быть, это умелая мистификация, осуществленная по примеру шотландского учителя Джеймса Макферсона, который незадолго до того, в 1762 году, опубликовал столь любимые Парни эпические поэмы Оссиана, — как раз в 1775 году Сэмюэль Джонсон выразил сомнение в подлинности Оссиановых оригиналов и была создана комиссия по проверке текстов Макферсона. Так что если Парни и решился на подделку, то у него был уже знаменитый предшественник. Но, видимо, Парни не слишком смущался вопросом о подлинности Оссиана: он написал в подражание ему поэму «Иснель и Аслега» в 1802 году, когда спор о подделке был в полном разгаре. Парни увлекался и своеобразием нравов первобытного народа, в этом смысле он включался в общее движение предромантизма, ведшего борьбу с классицистической абстрактностью и, так сказать, греко- и латиноцентризмом; кроме того, Парни пользовался возможностью приобщить французского читателя к судьбе угнетенных негров…».

Следует отметить, что «Мадагаскарские песни» написаны прозой (что еще более сближает их с «Поэмами Оссиана»). Колебания Парни в своих ориентациях между поэзией рококо, Вольтером и Оссианом — свидетельство отражения в его творчестве черт литературы переходного периода.

Д. Д. Обломиевский дал очень емкую характеристику общего развития французской поэзии, показав ее содержательный принцип: «Раньше поэзия видела во внутреннем мире человека прежде всего мир сознания и только иногда мир чувства. Главным для классицистской и просветительской лирики был или человек, погруженный в размышления и раздумья над существующим, рассуждающий, спорящий о нем и полемизирующий с другими точками зрения на него (Малерб, Буало, Вольтер), или человек, углубленный в свой внутренний мир, в воспоминания о прошлом, в мечты о будущем (А. Шенье)». Революцию в этом отношении совершили романтики: «В романтической лирике основным оказался герой совершенно иного типа, человек, устремленный вовне, погружающийся во внешний мир, причем его мысли и переживания служат только сопровождением объективных образов» (Д. Д. Обломиевский). Парни в этом процессе занимает промежуточное место, готовя романтическое преобразование поэзии, но оставшись за порогом этого преобразования.

Соч.: Война богов. Л., 1970.

Лит.: Эткинд Е. Г. Поэзия Эвариста Парни // Парни Э. Война богов. Л., 1970. С. 182–227. (Лит. памятники); Обломиевский Д. Д. Французский символизм. М., 1973; Капустина Н. В. Творчество Эвариста Парни и проблема переходных явлений во французской поэзии конца XVIII — начала XIX века: Дис… канд. филол. наук. М., 1990; Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: Рубеж XVIII–XIX веков. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Предромантизм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы.