Удар де Ла Мотт Антуан

 

Удар де Ла Мотт (Houdar de La Motte) Антуан (17.01.1672, Париж — 26.12.1731, там же) — французский писатель, драматург, один из предшественников предромантизма. Оказался вовлеченным в продолжение «спора древних и новых» в начале XVIII века, поводом для чего послужили новые переводы «Илиады» Гомера (стремящегося к точности у Анн Дасье и приблизительного, вольного у Удара де Ла Мотта) и написанные Ударом де Ла Моттом «Размышления о критике» («Réflexions sur la critique», 1715) в защиту своего перевода. Удара де Ла Мотта поддержал своим авторитетом Б. Фонтенель. Здесь сказался тот новый поворот в «споре древних и новых», который примерно в это же время более определенно выявился в Англии, дав толчок к появлению эстетического представления о новизне как важном свойстве произведения, исходной точки сформировавшегося почти век спустя романтического культа новизны (это представление, осмысленное в ходе «спора древних и новых», впервые ввел в эстетику на равных правах с понятиями «прекрасного» и «возвышенного» в 1710-х годах Джозеф Аддисон, называя его «uncommon» — «необычное»). 

Как драматург и теоретик театра Антуан Удар де Ламотта подверг трагедию классицизма серьезной критике изнутри. В предисловиях к своим трагедиям «Маккавеи» (1722), «Ромул» (1722), в «Размышлениях о трагедии» ((«Réflexions sur la tragédie», 1730) писатель рато¬вал за действенность в сюжетике трагедии, против введения ролей «наперсни¬ков». Удар де Ламотт отвергал правило трех единств, ссылаясь на опыт оперы (он был автором ряда оперных либретто), выражал желание, чтобы трагедии писались в прозаической форме. Особую известность драматургу принесла трагедия «Инес де Кастро» («Inès de Castro», 1723), с одной стороны, написанной в духе трагедий Ж. Расина, с другой — нарушавшая правила классицизма (заимствованного из трагедии португальского поэта XVI века Антониу Феррейры «Иниш ди Каштру», что противостояло требованию выбора сюжета, рисующего не античность или условный Восток, а средневековье, ясно выраженному Французской Академией в критике «Сида» Пьера Корнеля).

Еще одна вольность по отношению к жанрам классицизма, допущенная писателем, — создание прозаических од («Odes», 1707).

Удар де Ла Мотт писал также басни, дидактические произведения, предвосхищая дидактизм Просвещения.

Соч.: Oeuvres: T. 1–10. P., 1754.

Лит.: История французской литературы: В 4 т. М.; Л., 1946. Т. 1; Луков Вл. А. Предромантизм. М., 2006.

Вл. А. Луков

Персоналии: Французские писатели.