Юнг Карл Густав

 

Юнг (Jung) Карл Густав (26.07.1875, Кесвиль, близ Базеля, — 6.06.1961, Кюснахт, Цюрих) — швейцарский психолог и психиатр, один из наиболее видных представителей раннего фрейдизма, выйдя за традиционные рамки которого создал «аналитическую психологию», оказавшую заметное влияние на гуманитарное знание ХХ века. 

Родился в семье священника евангелистской церкви, который, несмотря на бедность, дал сыну хорошее образование (гимназия, университет в Базеле). Юнг отверг догматизм протестантской теологии, испытал огромное влияние «Фауста» Гёте и «Так говорил Заратустра» Ницше. В университете он выбрал медицинский факультет, гарантировавший в будущем безбедное существование. Лишь к концу обучения начал понимать, что его призвание — психиатрия как «наука о личности», преодолевающая разрыв между ушедшей от живой эмпирики религией (что показал базельский период его жизни) и ушедшей от важнейших философских проблем, ставшей прагматичной наукой (что показал цюрихский период — работа в клинике Бургхёльцли под руководством Э. Блейера), приводящая человека к целостному мировоззрению. 

В докторской диссертации «О психологии и патологии так называемых оккультных феноменов» (1902) Юнг исследовал феномен ме-диумизма, указав на его схожесть с состоянием транса у пророков и поэтов, когда изнутри «внешнего человека» начинает звучать голос «внутреннего человека», возникает некая информация, всплывающая независимо от воли находящегося в трансе, — автономные праформы, подобные мифам, образам сна. Затем в клинике Бургхёльцли Юнг разработал метод свободных ассоциаций, в дальнейшем взятый на вооружение психоаналитиками. Таким образом, Юнг независимо от З. Фрейда, с которым вступил в переписку в 1906 г. и познакомился лично в 1907 г., внес значительный вклад в разработку психоанализа и одновременно заложил основы собственной концепции коллективного бессознательного и составляющих его структуру архетипов. Влияние Блейера, введшего в науку термин «шизофрения», приводит Юнга к мысли о множественности сознаний любого человека и трактовке этой болезни как нарушения баланса между «Я» и архетипами (другими сознаниями), которые при потере контроля за ними «Я», разрастаясь, расщепляют личность.  

Встреча с Фрейдом, которую Юнг считал «высшей точкой своей жизни», сделала его одним из лидеров психоаналитического движения. Он принял участие в 1-м, 2-м, 3-ем, 4-ом Международных психоаналитических конгрессах (Зальцбург, 1907; Нюрнберг, 1910; Веймар, 1911; Мюнхен, 1913), стал редактором «Ежегодника психоаналитических и психопатологических исследований» (1907–1914), сопровождал Фрейда в его поездке с лекциями по психоанализу в США (1909), был избран президентом Международного психоаналитического общества (1910, повторно 1913). Но в 1911 г. Юнг опубликовал работу «Метаморфозы и символы либидо», где отошел от взглядов Фрейда. В октябре 1913 г. Юнг заявил Фрейду, что дальнейшее их сотрудничество невозможно (хотя их переписка продолжалась до 1923 г.), в апреле 1914 г. отказался от поста президента, а в июле вышел из Международного психоаналитического общества. Он также ушел из Цюрихского университета, почти перестал публиковать новые работы, занявшись частной практикой. С приходом к власти Гитлера в 1933 г. и началом разгрома психоанализа в Германии Юнг стал президентом Немецкого общества психотерапии, перешедшего под контроль нацистов, в 1934–1940 гг. был президентом Международного психотерапевтического общества. Позже, обвиненный в сотрудничестве с фашистами, Юнг уверял: «У меня не было другого способа принести пользу друзьям, как только пожертвовать собой, своим именем и независимой позицией…».

Расхождения Юнга с Фрейдом имели концептуальный характер. Основные пункты спора — выявление Юнгом существования, помимо индивидуального, коллективного бессознательного; выявление (помимо фрейдовского Эдипова комплекса) комплекса Электры и вообще системы комплексов, описывающих индивидуальное бессознательное, и архетипов, описывающих коллективное бессознательное (матери-земли, героя, демона и т. д.), из которых главный — «самость», потенциальный центр личности; отказ Юнга от «пансексуализма» Фрейда, пересмотр его понимания либидо (у Юнга это психическая энергия вообще, а не только сексуальная); создание Юнгом теории интроверсии (разделение людей по типу мышления на интровертов и экстравертов в работе Юнга «О конфликтах детской души», 1910), против расширительного толкования которой возражал Фрейд; и др.

Юнгианство, с его вниманием к неосознаваемым основам коллективной психики, оказало влияние на понимание литературы в ХХ веке. Возникла обширная критическая литература, в которой к памятникам французской словесности применены основополагающие идеи Юнга (прежде всего теория архетипов).

Соч.: Gesammelte Werke: Bd. 1–17. Z.; Stuttgart, 1958–76; The Collected Works: V. 1–20. Princeton, 1976–1985; Posthume Autobiographie. Z., 1976; рус. пер.: Психоз и его содержание. СПб., 1909; Конфликты детской души // Путь просвещения. 1923. № 1. С. 115–142; Архетип и символ. М., 1991; Психология бессознательного. М., 1994; О современных мифах. М., 1994; Либидо, его метаморфозы и символы. СПб., 1994; Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М., 1995; Тэвистокские лекции. Киев, 1995; Дух Меркурия. М., 1996; Психологические типы. СПб.–М., 1996; Проблемы души нашего времени. М., 1996; Структура психики и процесс индивидуации. М., 1996; Человек и его символы. СПб., 1996; Конфликты детской души. М., 1997 [1]; Алхимия снов. Четыре архетипа. СПб., 1997; Божественный ребенок. М., 1997; Бог и бессознательное. М., 1998.

Лит.: Сэмьюэлз Э., Шортер Б., Плот Ф. Критический словарь анналитической психологии К. Юнга. М., 1994; К. Г. Юнг и современный психоанализ. М., 1996- (выпуски); Хендерсон Д. Психологический анализ культурных установок. М., 1997; Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М., 1996; Роузен Д. Дао Юнга: Путь целостности. Киев, 1997; Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997; Вер Г. Карл Густав Юнг. Челябинск, 1998; Овчаренко В. И. Российские психоаналитики. М., 2000 (библ.); Jacobi J. Die Psychologie von C. G. Jung. Z.; Stuttgart, 1967; Wehr G. C. G. Jung: Leben, Werk, Wirkung. Münch., 1985.

Вл. А. Луков

Историко-культурный контекст: Культура.