Романы о Тристане и Изольде

В начале ХХ века французский академик Жозеф Бедье показал, что дошедшие не полностью стихотворные «Роман о Тристане» Беруля (Béroul) и «Роман о Тристане» Тома (Thomas), лэ Марии Французской «О жимолости» (XII век), роман «Тристан» Готфрида Страсбургского (начало XIII века), прозаический «Роман о Тристане» Люса дель Гата и Эли де Борона (около 1230 г., имена авторов — возможно, псевдонимы) и множество других средневековых текстов восходят к недошедшему роману середины XII века, принадлежащему какому-то неизвестному, но гениальному автору, и попытался реконструировать первоначальный текст.

Жозеф Бедье (ист.: www.krugosvet.ru)


Цикл стоит несколько особняком среди других средневековых романов. В основе легенды лежат, вероятно, какие-то исторические события VI века (предполагается, что имя Тристан восходит к имени пиктского воина Друста или Друстана, имя Изольды не идентифицировано).
Произведение написано по иной модели, чем типичные рыцарские романы, в нем есть лишь элементы конструкции «романа дороги», почти не представлены куртуазные правила любви, есть несколько очень древних элементов. Таково начало романа: король Марк под давлением придворных дает согласие на женитьбу. Но жениться он не хочет. В зал влетает птица и роняет из клюва золотой волос. Король отправляет своих приближенных на поиски девушки с такими волосами — только на ней он женится. Это очень древний мотив, в котором нет ни тени намека на куртуазное понимание любви. На поиски девушки отправляется и племянник Марка Тристан, по дороге сражается с драконом (также древний мифологический мотив). Его, раненого, потерявшего сознание, находит и излечивает Изольда. Открыв глаза и увидев девушку с золотыми волосами, не зная еще, что это ирландская принцесса Изольда, Тристан испытывает сильное чувство — предвестник большой любви (это, напротив, новый мотив, воплощающий концепцию любви XII века). Возникает моральный конфликт: как вассал Марка, Тристан должен доставить девушку королю, а как человек он испытывает к ней (причем взаимно) привязанность, которая неминуемо должна перерасти в любовь.
Вот здесь и сказывается гениальность неизвестного автора. Очевидно, он сам раздираем противоречием: как человек XII века, он защищает принципы вассальной верности, святости феодального брака и одновременно хочет воспеть силу любви, которая, согласно куртуазной концепции, возникает вне брака. Как выйти из этого противоречия? И писатель находит свой, авторский способ разрешения конфликта: он соединяет легенду о любви Тристана и Изольды с другой легендой — о волшебном напитке. Во время возвращения на корабле из Ирландии в Британию молодые герои случайно (случай — новый элемент авторского повествования) выпивают любовный напиток, изготовленный служанкой Изольды, хотевший помочь своей хозяйке и Марку преодолеть отчуждение и испытать в браке любовь, которую никакой силой нельзя разрушить. Теперь любовь Тристана и Изольды, которая начала складываться с первого взгляда героев друг на друга, вспыхивает как непреоборимая страсть. Мотив любовного напитка позволяет автору снять все моральные обвинения по отношению к Тристану и Изольде даже после того, как она вышла замуж за короля Марка, и, напротив, в самом неприглядном свете представить доносчиков-придворных, мешающих влюбленным и, в конечном счете, ставших одной из причин их к гибели. 
Автор создает роман о несчастной любви, которая, тем не менее, сильнее смерти. Эта повествовательная конструкция станет одной из самых плодотворных сюжетных схем в литературе, отразится в истории Франчески да Римини в «Божественной комедии» Данте (где во втором круге ада рядом с душами Франчески и ее возлюбленного Данте помещает тени Тристана и Изольды), в трагедии У. Шекспира «Ромео и Джульетта» и во множестве других произведений. Образы Тристана и Изольды вошли в число «вечных образов». Они нередко встречаются в различных литературах мира (например, в «Поминках по Финнегану» Дж. Джойса). Сюжет воплощен средствами музыки в опере Р. Вагнера «Тристан и Изольда». К образам средневекового романа обращались художники разных стран, примером могут служить картины английского художника Джона Уильяма Уотерхауса (John William Waterhouse, 1849–1917), примыкавшего к прерафаэлитам. 
По мотивам легенды о Тристане и Изольде в 2006 г. снят фильм «Тристан и Изольда» («Tristan + Isolde», Германия, США, Великобритания, Чехия, реж. Кевин Рейнолдс, в главных ролях София Майлс и Джеймс Франко).

 

Дж. У. Уотерхаус. Тристан и Изольда с Любовным зельем. 
(ист.: www.dreamworlds.ru)

 

Кадр из фильма «Тристан и Изольда» (2006). Изольда — София Майлс, Тристан — Джеймс Франко.
(Ист.: www.afisha.ru).  

Тексты: Le Roman de Tristan en prose / Éd. par R. L. Curtis. T. 1–2. München, 1963; Les Tristan en vers / Ed. de J. Ch. Rayen. P., 1974; в рус. пер. — Роман о Тристане и Изольде // Средневековый роман и повесть. М., 1974. (БВЛ); Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976; Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М., 2004.

 

Обложка изд.: Бедье Ж. Роман о Тристане и Изольде. М.: Терра-Книжный клуб, 2004.


Лит.: История французской литературы: В 4 т. Т. 1. М., 1946; Смирнов А. А. Роман о Тристане и Изольде по кельтским источникам // Смирнов А. А. Из истории западноевропейской литературы. М.; Л., 1965; Козовой В. Роман о Тристане и Изольде // Le roman de Tristan et Iseut / Renouvelé par J. Bédier. Moscou, 1967; Михайлов А. Д. Легенда о Тристане и Изольде и ее завершение (роман Пьера Сада «Тристан») // Philologica. Исследования по языку и литературе. Памяти акад. Виктора Максимовича Жирмунского. Л,, 1973; Его же. История легенды о Тристане и Изольде // Легенда о Тристане и Изольде. М., 1976; Луков Вл. А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней / 5 изд. М., 2008; Bédier J. Le Roman de Tristan par Tomas. T. 1–2. P., 1905; Eisner S. The Tristan legend: A Study in Sourses. Evanston, 1969.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Средние века: Высокое Средневековье.