Жирарден Дельфина де

 

Жирарден (Girardin, урожд. Гэ — Gay) Дельфина де (24.01.1804, Аахен — 29.06.1855, Париж) — французская писательница. Дочь поэтессы Софии Гэ. Начала свою литературную карьеру двумя поэтическими сборниками — «Поэтические опыты» (1824) и «Новые поэтические опыты» (1825). В 1827 г. совершила поездку в Италию, где познакомилась со многими итальянскими писателями-романтиками. С 1831 г . — супруга парижского издателя и журналиста Э. де Жирардена, который поручил ей вести в своей газете «Пресс» еженедельную рубрику «Парижская хроника». 

Печаталась в «Пресс» под псевдонимом «виконт де Лоне». В очерках, принадлежащих перу Дельфины, проявилась ее тонкая наблюдательность, остроумие, чувство юмора. Она критикует двор Луи-Филиппа за невнимание к литературно-художественной элите, публикует репортажи о событиях парижской жизни, рассказывает о модных новинках, пишет заметки о светских приемах, рецензии на театральные премьеры и выставки живописи. Она воспроизводит тон и темы салонных бесед, в частности, тех, которые велись в ее собст-венном салоне.

Тематический и жанровый диапазон Дельфины де Жирарден до-вольно широк. В очерке «Париж и его сточные канавы» она дает зарисовку неприглядных сторон жизни большого города, описывая его многолюдную толпу, грязные улицы, темные, узкие и сырые коридоры. Центральной метафорой очерка становится образ Парижа-пещеры.

В некрологе «Кончина Карла X» писательница предлагает свою интерепретацию драматической судьбы короля, умершего на чужбине. По мнению Дельфины, причиной драмы стало то, что Карл X до конца сохранил благородную верность монархической идее, не захотел и не сумел понять и принять новую эпоху. Подтверждением и иллюстрацией этого тезиса об изменении нравов, об утрате былого достоинства и благородства становится одна, вроде бы, частная деталь, которую подметил острый взгляд писательницы: двор не носит траура по усопшему королю-изгнаннику. 

Короткое эссе «Счастье быть свободным» и небольшая заметка «Избрание Виктора Гюго во Французскую Академию» демонстрируют другую грань таланта Дельфины де Жирарден — разнообразие регистров, ее способность сочетать истинно французское остроумие с патетикой. Эссе «Счастье быть свободным» звучит как гимн свободе мысли. Речь Гюго при вступлении в Академию и его манера держать себя во время церемонии избрания вызывают искреннее восхищение писательницы и подаются ею как образец великодушия, благородства и скромности. «Парижской хроники» имела огромный успех и вызвала множество подражаний в других парижских газетах. Очерки, напечатанные в «Пресс», вскоре вышли отдельным изданием («Парижские письма», 1843). 

Перу Д. де Жирарден принадлежит несколько романов (в том числе «Тросточка господина Бальзака», 1836), пьесы («Школа журналистов», 1839; «Юдифь», 1843; «Клеопатра», 1847; и др.). 

Д. де Жирарден была хозяйкой блестящего литературного салона, завсегдатаями которого являлись В. Гюго, О. Бальзак, А. де Ламартин, А. де Мюссе, Т. Готье, П. Мериме, Жорж Санд, А. Дюма, Ф. Гизо, крупные политики, дипломаты, ученые. 

Соч.: Girardin D. de. Lettres parisiennes. P.: Louis Michaud, s.a. 

Лит.: Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004.  

  В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Теория истории литературы: Направления и течения: Романтизм. — Персоналии: Французские писатели.