Клитемнестра (персонаж трагедии Ж. Расина «Ифигения»)


Екатерина Семеновна в роли Клитемнестры - «Ифигения», д. IV, явл. 4. Гравюра И Ченского. 1800 годы. 

Клитемнестра (Clytemnestre) — героиня трагедии Ж. Расина «Ифигения» («Iphigénie», пост. 1674, изд. 1675), дочь Тиндарея и Леды, сестра Елены, жена царя Микен Агамемнона, мать Ифигении и Ореста. В трагедии Расина воплощает трагический образ страдающей матери, неистово бьющейся за жизнь своей дочери, обреченной на заклание.

Клитемнестра появляется во II действии (явл. 4) и, введенная в заблуждение поддельным письмом, написанным Агамемноном от лица Ахилла, готовится вместе с дочерью немедленно покинуть Авлиду, так как Ахилл отложил брак с Ифигенией до победы над троянцами. Она уже несчастна и разъярена, но еще не знает, что подлинная причина, сделающая ее несчастной, бесконечно страшнее: дочь обречена на заклание. Первые слова Клитемнестры сказаны в осуждение Ахилла. Расин, проведя Клитемнестру через столкновение с Агамемноном (Акт III, явл. 1), через тревожные предчувствия (Акт III, явл. 2), выяснение страшной участи, которая грозит дочери (Акт III, явл. 5), заставляет ее пасть к ногам Ахилла, в котором она обнаруживает единственного защитника Ифигении (Акт III, явл. 5). А после того, как Улисс рассказал о попытке Ахилла защитить Ифигению с оружием в руках, о ее чудесном спасении и смерти Эрифилы, Клитемнестра именно в адрес Ахилла произносит восторженные слова, которыми заканчивается трагедия.

Сюжет, в котором Расин придумал спасти Ифигению, заменив ее на алтаре Эрифилой, позволил ему не решать вопроса, какая судьба должна была бы постигнуть Клитемнестру, если бы в жертву действительно нужно было бы принести Ифигению. Согласно его логике, Клитемнестра, отринувшая долг перед греками во имя сохранения жизни дочери, обречена на несчастье и смерть. Но что можно возразить на слова Клитемнестры: «Дитя у матери никто отнять не в силах» (Акт V, явл. 3; пер. И. Я. Шафаренко и В. Е. Шора). Если Эсхил и Софокл видели в гибели Ифигении один из мотивов мести Клитемнестры Агамемнону, то расиновский образ в перспективе, за пределами трагедии, более зыбок, утратив такую мотивировку. Но в рамках сценического действия эта сохраняет необычайную силу, объясняемую материнским чувством, и трагедийное звучание, несмотря на счастливый финал.

Источники образа Клитемнестры — трагедия Еврипида «Ифигения в Авлиде», другие произведения древнегреческих трагиков.

 

Клитемнестра появляется в многочисленных произведениях, посвященных жертвоприношению Ифигении (см. Ифигения), убийству Агамемнона и смерти от руки Ореста, например, в трагедии Вольтера «Орест», в пьесе Г. фон Гофмансталя «Электра», опере Р. Штрауса «Электра», драме Ж. П. Сартра «Мухи» и др. (см. также Агамемнон, Орест). В греческом фильме «Ифигения» (по Еврипиду, 1977, реж. М. Какоянис) в роли Клитемнестры снялась выдающаяся греческая актриса И. Папас.

Первая исполнительница роли Клитемнестры не установлена (18.8.1674, Версаль, затем — Бургундский отель, Париж). В этой роли знаменитая М. Дюмениль дебютировала на сцене Комеди Франсез в 1737 г. В России Клитемнестру играла Е. С. Семенова.

Текст: Расин Ж. Трагедии. Л., 1977. (Лит. памятники).

Вл. А. Луков

Произведения и герои: Герои.