Пернель (персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф»)

Пернель, госпожа Пернель (Madame Pernelle) — персонаж комедии Ж. Б. Мольера «Тартюф» (1664–1669), мать Оргона, сторонница Тартюфа. Пернель появляется в начале и в конце комедии. Она произносит первые слова произведения: «Идем, Флипот, идем. Уйти считаю благом» (Акт I, явл. 1; пер. М. Лозинского). Все претит ей в полном веселья и жизни доме Оргона: служанка Дорина ей кажется крикливой, внук Дамис — «попросту дурак», внучка Мариана — тихоня, но тайком «бесенок хоть куда», жена Оргона Эльмира слишком любит наряды, шурин Оргона Клеант проповедует опасные идеи и только лицемеры Тартюф и городская сплетница Оранта (внесценический персонаж), показным благочестием прикрывающая грехи молодости, кажутся ей просто святыми и достойными полного доверия. В I действии в отсутствие Тартюфа она выступает его заместителем, зеркалом.

В V действии Пернель становится зеркалом Оргона, отличавшегося беспредельным доверием к Тартюфу. Теперь он попадает в ситуацию, в которой раньше были его домочадцы: воочию убедившись в лицемерии Тартюфа, он точно так же не может убедить в этом Пернель, как раньше его не могли убедить Эльмира, Дорина и другие персонажи комедии: «Я, мой сын, отказываюсь верить, / Чтоб он способен был так низко лицемерить», — заявляет она, видя во всем зависть к добродетели. Мольер вкладывает в ее уста афористические фразы: «La vertu, dans le monde, est toujour poursuivie; / Les envieux mourront, mais non jamais l'envie» — «Кто добродетелен, тех травят бессердечно; / Завистники умрут, но зависть будет вечно» (Акт V, явл. 3). И только лично убедившись в гнусности Тартюфа, признается: «Я прямо сражена и как с луны свалилась» (Акт V, явл. 5). Лишь с этого момента она сливается с семьей и вместе со всеми облегченно вздыхает, когда торжествует справедливость и Тартюфа арестовывают: «Теперь дышу я снова» — последние слова роли Пернель (Акт V, явл. 7).

Пернель — персонаж, относящийся к фону комедии, но стоящий особняком. Пернель не только дублирует Тартюфа и Оргона, как это вытекает из композиции комедии, но, подобно им, наделена характером — своего рода мономанией, чертой, поглощающей все другие качества личности. У Пернель это благочестие. В отличие от Тартюфа, Пернель не лицемерит (хотя боязнь того, что скажут знакомые, ей присуща). Мольер, защищая «истинное благочестие» в предисловии к комедии и посланиях к королю, нигде не упоминает Пернель, а между тем этот образ доказывает, что оно тоже опасно, так как мертвит все вокруг и не позволяет отличить правду от лжи. Мольер противопоставил в «Тартюфе» лицемерию не благочестие, а просвещенный разум (образ Клеанта) и здравый смысл (образ служанки Дорины).

Исследователи (в частности — М. П. Алексеев) проводят параллель между Пернель и генеральшей из «Села Степанчикова и его обитателей» Ф. М. Достоевского.

Первый исполнитель роли Пернель — Луи Бежар (третья редакция «Тартюфа» — 5.2.1669, театр Пале-Рояль, Париж). Ему не было 40 лет, но замечательная способность к сценическому перевоплощению и внешние данные позволяли ему играть роли комических стариков и старух, в том числе природная хромота («Хромой черт» — называет Гарпагон в комедии «Скупой» слугу Лафлеша, роль которого Мольер написал специально для Л. Бежара). В известном спектакле Роже Планшона эту роль с успехом сыграла Люсьена Ле Маршан. 

Текст: Мольер Ж. Б. Собр. соч.: В 2 т. М., 1957. Т. 2.

Вл. А. Луков

Произведения и герои: Герои.