Пирр (персонаж трагедии Ж. Расина «Андромаха»)

Пирр (Pyrrhus) — персонаж трагедии Ж. Расина «Андромаха» (пост. 1667), сын Ахилла, царь Эпира. В качестве военной добычи после победы греков в Троянской войне получил вдову Гектора Андромаху вместе с сыном Астианаксом. Отмечая его заслуги перед греками, царь Спарты Менелай посылает ему свою дочь Гермиону, брак Пирра с которой должен укрепить союз греческих государств. Но Пирр любит Андромаху. Неразделенная любовь Пирра трагична, как трагична безответная любовь других персонажей Расина. Но действия Пирра достойны осуждения с того момента, когда он ставит свою страсть выше долга перед своей страной, и в системе расиновских оценок Пирр неизбежно платит жизнью за такое предпочтение.

Первые критики упрекали Расина в том, что он изобразил Пирра в традициях галантных романов, что тот стал похож на идеального влюбленного Селадона из «Астреи» Оноре д'Юрфе. Драматург, сделав вид, что его упрекали в прямо противоположном, дал в первом предисловии к «Андромахе» развернутую характеристику созданного им образа: «Да, признаюсь, Пирр в самом деле недостаточно покорен воле своей любимой, и Селадон лучше него знал, что такое идеальная любовь. Но что поделаешь! Пирр не читал наших романов: он был неистов и груб по своей натуре, да и не все же герои призваны быть Селадонами! (...) Аристотель отнюдь не требует от нас представлять героев существами совершенными, а, напротив, высказывает пожелание, чтобы трагические герои, то есть те персонажи, чьи несчастья создают катастрофу в трагедии, не были вполне добрыми или вполне злыми. (...) ...Им надлежит быть средними людьми по своим душевным качествам, иначе говоря, обладать добродетелью, но быть подверженным слабостям, и несчастья должны на них обрушиваться вследствие некоей ошибки, способной вызвать к ним жалость, а не отвращение». Именно в этом ключе раскрывает Расин характер Пирра от действия к действию.

Пирр решительно отказывается отдать сына Андромахи Оресту и презрением отвечает на угрозы греков начать войну против Эпира (Акт I, явл.2), но как только появляется Андромаха, им овладевает робость, нерешительность («Вы не за мною? / Ах, если б мне блеснул надежды луч один...» — Акт I, явл. 4; пер. И. Я. Шафаренко и В. Е. Шора). Расин в его уста вкладывает слова, показывающие невозможность направлять любовь на любой объект по своей прихоти. На предложение Андромахи вернуть сердце невесте царя Гермионе Пирр отвечает: «Вы мучите меня! Ну как я ей верну / То сердце, что давно уже у вас в плену?» — Акт I, явл. 4).

Но Пирр, мучимый неразделенной любовью, может и сам быть мучителем, он решает ответить на отказ Андромахи беспощадной местью, объявляет Оресту о согласии отдать Астианакса (Акт II, явл. 5) и злорадствует, когда Андромаха, моля за сына, бросается перед ним на колени (Акт III, явл. 6) и ставит ей ультиматум: «Нас будет ожидать ваш сын сегодня в храме. / Надеюсь стать отцом ему и мужем вам. / А если нет — на казнь при вас его отдам» (Акт III, явл.7).

Последний раз Пирр появляется в IV действии. Его попытка объясниться с Гермионой, признать свою вину и получить прощение приводит к прямо противоположному результату и только разжигает ненависть спартанской царевны. Но Пирра ничто не страшит: Андромаха согласилась стать его женой (он не подозревает о том, что она хочет покончить с собой сразу после обряда венчания), и Пирр весь устремлен к ней. Слушая, но не слыша угроз гневной Гермионы и предупреждений встревоженного Феникса, мудрого старца, воспитавшего не только Пирра, но и его отца Ахилла, он живет лишь одной мыслью: «Меня ждет Андромаха» (Акт IV, явл. 6) — и с этой мыслью покидает сцену и устремляется к гибели. О его последних минутах рассказывает в V действии Орест, организовавший покушение на Пирра по требованию разгневанной Гермионы. Орест приводит последние слова Пирра, сказанные пред алтарем Андромахе: «Надо мной и над страной моею / Теперь вы — госпожа. Клянусь вам, что сумею / Я сыну вашему достойным быть отцом, / И, с матерью его соединен венцом, / Я признаю, что он наследует по праву / Приамов трон, а с ним — и прежней Трои славу» (Акт V, явл. 3). Любовь оказалась в противоречии с долгом перед эллинским миром, и греки, приехавшие с Орестом, мстя Пирру, пронзают его мечами. «Он, окровавленный, упорно отбивался, / Но, ранами покрыт, на плиты храма пал» (Акт V, явл.3). Осознав, что ее гнев привел к непоправимому, Гермиона, любящая Пирра, в порыве тоски и отчаяния закалывается и падает на труп Пирра Орест, потеряв Гермиону, теряет рассудок и видит убитого им Пирра, которого целует Гермиона, в ужасе он падает без сознания.

Основные источники образа Пирра названы Расином в первом предисловии в связи с вопросом о жестокости Пирра: «Единственная вольность, какую я себе разрешил, состоит в том, что я несколько смягчил жестокость Пирра, которую Сенека в “Троянках” и Вергилий во второй книге “Энеиды” довели до степени гораздо большей, чем это, по-моему, следовало».

Пирр упоминается в «Гамлете» Шекспира (монолог 1 актера). 

Первый исполнитель роли Пирра — Флоридор (17.11.1667, Лувр, труппа Бургундского отеля, Париж). Вернувшийся на сцену после 1720 г. великий французский актер М. Барон играл роль Пирра. Величественного Пирра, ставшего жертвой страсти к Андромахе, представил Р. Александр, дебютировавший в этой роли на сцене Одеона (Париж) в 1906 г.

Текст: Расин Ж. Трагедии. Л., 1977. (Лит. памятники).

Вл. А. Луков

 

  Произведения и герои: Герои.