Тесей (персонаж трагедии Ж. Расина «Федра»)

Тесей (Thésée) — персонаж трагедии Ж. Расина «Федра» («Phèdre», 1677), сын афинского царя Эгея (или Посейдона) и Эфры. Родился в Трезене (где происходит действие трагедии). С V века до н. э. почитался греками как основатель Афин. Плутарх в очерке о Тесее, открывающем «Параллельные жизнеописания», рассказывает о многочисленных подвигах героя (убил Прокруста, победил Минотавра, участвовал в походе аргонавтов, в битвах с кентаврами, с амазонками и т. д.) и о его любовных приключениях. Оставив Ариадну, которая помогла ему с помощью клубка ниток выйти из лабиринта Минотавра, Тесей женился на царице амазонок Антиопе, от этого брака родился Ипполит, позже женился на Федре, сестре брошенной им перед свадьбой Ариадны. Любовь Федры к Ипполиту и ложное обвинение Ипполита в прелюбодеянии привело к гибели обоих. Тесей прожил большую жизнь, в конце которой удалился из Афин и был убит на острове Скирос, останки его были перенесены в Афины.

В предисловии к трагедии Расин писал о Тесее: «... Повествуя о Тесее, я следовал за Плутархом. У него я вычитал, что событием, породившим предание, будто Тесей спустился в Аид, чтобы похитить Прозерпину, было странствие героя в Эпир, к истокам Ахерона... Так я старался сохранить историческое правдоподобие, не лишая миф украшений, столь плодотворных для поэзии. Слух же о смерти Тесея, основанный на этом сказочном путешествии, побуждает Федру открыться в своей любви, что становится затем главнейшей причиной ее страданий и чего она, конечно, не сделала бы, если бы думала, что супруг ее жив».

В первом же монологе Ипполита, открывающем трагедию, говорится о том, что уже шесть месяцев нет Тесея. В 4 явлении I действия прислужница Панопа сообщает Федре о смерти Тесея: «Об этом ведомо уже Элладе всей». Волнуются Афины, начинается борьба за трон, и хотя слухи ходят различные, но все свидетельствует о том, что Тесей действительно мертв. Расин логично и психологически точно увязал с этим фактом признание Ипполита в любви к Арикии и признание Федры в любви к Ипполиту: мнимая смерть Тесея — условие завязки трагедийного сюжета. Его появление (Акт III, явл. 4) становится условием кульминации трагедии. Кормилица и наперсница Федры Энона, спасая честь госпожи, клевещет Тесею на Ипполита. Он сразу ей верит и призывает Посейдона покарать сына. Случайное упоминание Тесея о любви Ипполита к Арикии (в которую он не верил) останавливает Федру, охваченную ревностью, от своевременного признания в том, что Ипполит был оклеветан, и ошибочное решение, принятое Тесеем, становится условием трагической развязки.

Может показаться, что образ Тесея выстроен Расином от обратного по сравнению с образом Ипполита: о нем сначала два действия говорят, а потом он появляется, в то время как Ипполит появляется сразу, а потом возникает совершенно иной образ, существующий в представлениях других героев. Но это не так: Тесей, в отличие от Ипполита, не раздваивается, он полностью таков, каким его себе представляют другие герои. Тесей живет не задумываясь, не испытывая глубоких чувств, не замечая чужих страданий, создавая условия для трагедий вокруг него, и его героическая способность принимать решения и действовать, его право обращаться к богам как к равным и ожидать поддержки в любых начинаниях оборачиваются против него и погружают Тесея во мрак трагедии.

Основными источниками образа Тесея, помимо указанного Расином Плутарха, были трагедии «Ипполит увенчанный» Еврипида и «Федра» Сенеки.

Среди исполнителей роли Тесея — выдающийся польский актер рубежа XVIII–XIX веков Мартын Шимановский, которому она принесла славу.

Текст: Расин Ж. Трагедии. Л., 1977. (Лит. памятники).

Вл. А. Луков

  Произведения и герои: Герои.