Мещанская драма (жанр)

Мещанская драма  — драматургический жанр в европейской литературе XVIII века. Мещанскую драму называют также «сентиментальной комедией», «буржуазной драмой», «буржуазной трагедией», «серьезной (слезной) драмой (комедией)» и т. д. Рождение мещанской драмы связывают с усилением буржуа в обществе, в  литературе — с утверждением чувства, поэтому в центре, как правило, конфликт социальный и сентиментальный по сути своего выражения, как и чувствительность нового героя из буржуазной среды. Главное внимание было уделено добродетели и торжеству разумного начала. Раньше всех мещанская драма получила развитие в Англии как оппозиция комедии Реставрации (А. Мур, Т. Гейвуд, Дж. Лилло). 

Во Франции мещанская драма известна как «слезная комедия» и «серьезная комедия» с сильным нравоучительным началом (Детуш, Лашоссе, Д’Алланваль, см. «слезная комедия», Лашоссе). Теоретиком жанра на новой стадии формирования выступил Д. Дидро, он требовал от авторов изучения повседневной жизни человека, нравов, так как задача театра — служить цели нравственного оздоровления общества. В центре интриги — характер. Задача драматурга — создать условия для его наиболее яркого проявления в соответствии с социальным положением и обязанностями. Дидро иллюстрировал свои взгляды в пьесах «Побочный сын» («Le fils naturel», 1757), «Отец семейства» («Le père de la famille», 1758). Л. С. Мерсье продолжил разработку эстетики мещанской драмы в сторону углубления реалистического начала, требовал отражения на сцене не только представителей среднего сословия, но и низшего, поэтому в его пьесах появляется более широкий социальный пласт: «Бедняк» («L’Indigen», 1772), «Тачка уксусника» («La brouette du Vinaigrier», 1775).

В Германии представителем мещанской драмы («слезной комедии») был Х.-Ф. Геллерт «Богомолка» («Die Betschwester», 1745). Однако подлинное начало мещанской драме на немецкой сцене положил Г. Лессинг своей «Мисс Сара Сампсон» («Miss Sara Sampson», 1755),  его образцы от «буржуазной комедии» — «Минна фон Барнхельм» («Minna von Barnhelm», 1767) до «буржуазной трагедии» — «Эмилия Галотти» («Emilia Galotti», 1772). За Лессингом мещанскую драмe развивали «Солдаты» («Die Soldaten», 1776) Я. Ленца, «Ненависть к людям и раскаянье» («Menschenhass und Reue», 1789) А. Коцебу, «Коварство и любовь» («Kabale und Liebe», 1782–1783) Ф. Шиллера и др. 

В первой четверти XIX века  в России быстро распространились переводы пьес А. Коцебу. 

В России мещанская драма вызвала бурную полемику. Неприятие выражал А. Сумароков,  но в творчестве М. Хераскова («Друг несчастных», 1774) или М. И. Веревкина («Так и должно», 1773),  Д. В. Ефимьева: («Преступник от игры или братом проданная сестра», 1788) мещанская драма получила свое продолжение на русской сцене и пользовалась популярностью. 

Лит.: Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А. Н. Николюкина. М., 2001; Фукс-Шаманская Л. П. Фридрих Шиллер и русский шиллеризм. Рецепция творчества Фридриха Шиллера в России 1800–1820 годов. М., 2009.  

Н. Е. Ерофеева

Теория истории литературы: Жанры.