Дидро Дени

Дени Дидро (Diderot) (5.10.1713, Лангр – 31.07.1784, Париж) — французский писатель, философ, вождь европейского Просвещения во второй половине XVIII века. Дидро происходил из семьи ремесленника, учился в Парижском университете, где в 1732 г. получил степень магистра искусств. Разочаровавшись в богословии, он отказался от карьеры священника, и отец лишил его своей поддержки. Целое десятилетие Дидро существовал лишь на случайные литературные заработки.

В 1747 г. он на заказ написал роман «Нескромные сокровища» («Les Bijoux indiscrets», изд. 1748), в котором псевдовосточный колорит, сказочные элементы, представленные в шутливо-пародийном плане, невероятно запутанный сюжет, крайняя фривольность ситуаций, обязательный счастливый финал с воссоединением влюбленных вполне вписываются в эфемерный, блестящий, но неглубокий стиль рококо.

В конце 1740-х годов Дидро начал посещать кружок философа Гольбаха, где познакомился с Гельвецием, Франклином, Стерном. В результате появилось его «Письмо о слепых в назидание зрячим» (1749), направленное против религии и церкви, за которое Дидро был заключен в Венсенский замок. Делом его жизни стала организация выпуска «Энциклопедии» (35 т., 1751–1780), в которой он решил представить систематический свод знаний с позиций самой передовой науки и вместе с тем осудить деспотизм королевской власти и церкви. Для «Энциклопедии» Дидро написал большое количество статей. В статье «Народ» он прямо выражал третьесословную идеологию: «Не может быть иного законодателя, кроме народа». В статье «Законодатель», признавая частную собственность элементом естественного права, он призывал народ-законодатель изменить «дух собственности» на «дух общности». Дидро одним из первых понял огромное значение труда, создания материальных ценностей, в «Энциклопедию» он включил свои статьи о ремеслах и технологии различных производств.

В статье «Прекрасное», опубликованной в «Энциклопедии», и других работах раскрываются эстетические взгляды Дидро. Особенно значителен трактат «Парадокс об актере» («Paradoxe sur le comédien», 1773–1778, опубл. 1830), где он отмечает действительный парадокс: чем больше актер переживает на сцене, входя в образ играемого им персонажа, тем меньше он производит впечатление на зрителя, и наоборот. Само обнаружение этого факта позволяет рассматривать Дидро как предтечу или даже основоположника рецептивной эстетики, делающей центром рассмотрения не произведение, а то впечатление, которое оно производит на зрителя, читателя, слушателя. В критических очерках «Салоны» (1750–1770-е) Дидро оценил все современное ему французское искусство, выступил против эпичности живописи классицизма и фривольности рококо, противопоставив им искусство третьего сословия, бытовой жанр, призывая обратиться к искусству Возрождения с его стремлением передать все многообразие жизни.

Дидро в «Беседах о “Побоч­ном сыне”» (1757) и в работе «О драматической литературе» (1758), опубликованной вместе с драмой «Отец семейства», обосновывал «средний жанр» в драматургии, соединяющий комическое и трагическое, — будущую драму. В сюжет своих драм «Побочный сын, или Испытания добродетели» («Le Fils naturel ou Les épreuves de la vertu», 1757), «Отец семейства» («Le Père de famille», 1758) и др. Дидро вводит мотив тайны. Раскрытие тайны происходит в развязке пьес, герои, уже выбравшие свою судьбу, получают награду за правильность этого выбора: знатное происхождение героев, богатое наследство, любящие родственники и раскаявшиеся злодеи — вот итог раскрытия тайны, которая нужна для счастливого завершения драм Дидро.

Совсем иным выглядит роман «Монахиня» («La Religieuse», 1760, опубл. 1796), рассказывающий о злоключениях незаконнорожденной девушки, которую родственники, чтобы получить причитающуюся ей часть наследства, отправляют в монастырь. Со стороны монахинь, а после бегства из второго монастыря — и собственного духовника ей приходится испытать преследования, ложные обвинения, посягательства на ее честь, выполнять самую черную работу, опасаясь, что в ней узнают беглую монахиню, ее единственная просьба — помочь найти место служанки в какой-нибудь глуши, где о ней ничего не знают. Дидро призывает видеть в простом человеке глубокую, нравственную, мыслящую и страдающую личность. Психологизм романа, простой и вместе с тем эмоциональный стиль делают это произведение писателя одной из вершин французской прозы XVIII века.

Развернутая критика феодального общества, нравственного упадка дворянства XVIII столетия, присутствующая в «Монахине», в романе «Жак-фаталист» («Jacques le fataliste», 1773, опубл. на нем яз. 1792, на фр. яз. 1796), обретает оригинальную художественную форму в повести-диалоге «Племянник Рамо» («Le Neveu de Rameau», 1762–1779, опубл. на нем яз. 1805, на фр. яз. 1823). Определить точную датировку произведения невозможно, так как автор использовал различного рода анахронизмы как художественный прием, придавая тексту внеисторичность. Рассказчик (выражающий позицию Дидро) беседует со случайно встреченным в кафе племянником великого композитора XVIII века Рамо. По замыслу, ориентации на диалоги Платона и другим признакам «Племянник Рамо» — философский диалог. В его центре — борьба идей просветителя и представителя светского общества. Но, в отличие от Вольтера в философских повестях, Дидро самое пристальное внимание уделяет не только идеям, но и персонажу, наделяя его противоречивыми чертами, поразительным талантом имитации, пантомимы, цинизмом и шутовством, позволяющим ему безнаказанно говорить правду о подлинной жизни того общества, неотъемлемой частью которого он является, той диалектикой характера, которая будет освоена писателями лишь в XIX веке.

Новелла Дидро «Два друга из Бурбонны» («Les deux amis de Bourbonne», 1770, опубл. 1773) повлияла на формирование образа благородного разбойника в европейской литературе (Шиллер, Нодье), новелла «Это не сказка» («Ceci n'est pas un conte», 1773) — на становление в творчестве Бальзака (считавшего новеллу шедевром) темы разрушающей силы философии успеха.

В 1773–74 гг. Дидро был в России по приглашению Екатерины II, по итогам бесед с которой написал «Философские, исторические и другие записки», где выразил уверенность в большом будущем «молодой нации» России. Просветительская критика пронизывает его «Замечания на наказ ее императорского величества депутатам Комиссии по составлению законов» (1774, опубл. 1920). Библиотека Дидро, купленная Екатериной II в 1765 г. с целью материально поддержать просветителя, после его смерти была перевезена из Парижа в С.-Петербург, где хранится поныне. Дидро оказал огромное влияние на европейское Просвещение, на русскую общественную мысль XVIII–XIX веков.

Соч.: Oeuvres complètes. T. 1–20. P., 1875–77; Le Neveu de Rameau. P., 1990; в рус. пер. — Собр. соч.: В 10 т. М.; Л., 1935–47; Соч.: В 2 т. М., 1986; Салоны: В 2 т. М., 1989; Нескромные сокровища. СПб., 2006; Монахиня. СПб., 2007.

Лит.: Бильбасов В. А. Дидро в Петербурге. СПб., 1884; Луппол И. К. Дени Дидро. М., 1960; Гачев Д. И. Эстетические взгляды Дидро. М., 1961; Длугач Т. В. Дени Дидро. М., 1975; Пронин В. Н. Дидро // Зарубежные писатели. Ч. 1. М., 2003; Proust J. Diderot et l’Encyclopédie. P., 1962; Mornet D. Diderot. P., 1966; Wilson A. M. Diderot. N. Y., 1973; Chouillet J. Diderot. P., 1977; Seguin J. P. Diderot, le discours et les choses. P., 1978; Bonnet J. C. Diderot. P., 1984.

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XVIII век, эпоха Просвещения. — Теория истории литературы: Направления и течения: Реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.