Драма

Драма, драматургия – один из основных родов литературы (наряду с эпосом и лирикой), представляет собой текст, состоящий из реплик персонажей и ремарок автора и предназначенный для театрального исполнения (иногда просто для чтения). В драме выделяется множество жанров: трагедия, комедия, драма (в узком смысле, как жанр между трагедией и комедией), на основании этих базовых жанров — целая система жанров, в которых подчеркнуто какое-либо особое качество (например: историческая трагедия, лирическая комедия, психологическая драма), или соотнесение с направлениями в искусстве (например: классицистическая трагедия, романтическая драма, сюрреалистическая комедия), или историческая, национальная специфика (античная трагедия, средневековая драма, классическая драма Востока).

Драма, будучи связанной с театром, по своим размерам ограничена возможностями зрительского просмотра, бывает одноактной, многоактной (так, в трагедии французского классицизма обычно 5 актов, первые редакторы драматургии Шекспира также разделили его произведения на 5 актов, в испанской национальной драме – 3 акта, для XIX века характерно 4 акта, для второй половины ХХ века – 2 акта, в современной драматургии нередко 1 акт), несколько драм могут составлять цикл, предназначенный для просмотра в течение нескольких дней.

Драма пишется стихами, прозой, может сочетать стихи и прозу (например, у Шекспира). Драма может сочетаться с музыкой (например, в мелодраме предромантизма и романтизма). В ней присутствуют как сценические персонажи, так и внесценические (упоминаемые). Среди персонажей драмы нередко выделяется главный герой (протагонист) и его противник (антагонист), что вытекает из особой значимости конфликта как организующего стержня сюжета драмы.

Конфликт лежит в основе особой – драматической – композиции, предполагающей такие элементы, как экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация (высшая точка конфликта), спад действия, развязка, финал. В драме как тексте главное средство – речь персонажей, отсюда особое внимание к выразительности речи, ее содержательности, достигающее вершины в драматургии Шекспира, Корнеля, Расина, Мольера, Кальдерона и других классиков драмы. Драматурги «новой драмы» рубежа XIX–XX веков, особенно А. П. Чехов развили другие возможности драмы, усилив роль подтекста, атмосферы. Художественное время и пространство (хронотоп) драмы – это «здесь и сейчас», но особыми средствами хронотоп расширяется (эпичность драмы классицизма, ретроспекция – взгляд в прошлое, проспекция – взгляд в будущее) и может соперничать со всеохватностью хронотопа прозы, микроанализом мира чувств в поэзии.

Драма развивалась не по общим законам литературного процесса, в истории драмы выделяются отдельные циклы, нередко оторванные друг от друга, причем ее расцвет обычно обнаруживается в небольшом числе «ареалов».

1-й цикл начинается в культурах Древнего Востока (древнеегипетский ареал, мистерии, посвященные мифу об Осирисе).

2-й цикл, т. н. «первый золотой век драмы», связан с Древней Грецией, где драма возникла на рубеже VI–V вв. до н. э., выдвинула великих трагиков Эсхила, Софокла, Еврипида, комедиографа Аристофана, теоретика драмы Аристотеля.

3-й цикл, «первый серебряный век драмы», развился в античном ареале (эллинистичекая Древняя Греция и Рим), римские комедии (Плавт, Теренций), трагедии (Сенека) впоследствии оказали большое влияние на европейскую драму. В специфических формах драма развилась в восточном ареале — Древней Индии (Калидаса), Китае, Японии, других странах Востока и частично сохранила древнюю форму в современном восточном искусстве (японский театр но, кабуки и др.).

В истории европейской драмы есть особенность, не свойственная истории поэзии и прозы – полутысячелетний перерыв в развитии. После гибели Римской империи театр был уничтожен. Драма заново родилась в церкви в виде вставок в литургию в IX веке (литургическая драма, позже полулитургическая драма, или драма на паперти, мистерия, миракль, моралите, к XV веке фарс), что составляет 4-й цикл.

В эпоху Возрождения (5-й цикл) в драматургию возвращаются трагедия, комедия.

На пороге Нового времени (6-й цикл) начинается «второй золотой век драмы», возникают как модели драмы, определяемые литературными направлениями эпохи (драма классицизма, драма барокко), так и персональные модели драмы (Шекспир, Лопе де Вега). Драма выходит на первый план среди родов литературы.

В эпоху Просвещения (7-й цикл) драма снова уходит в тень.

Но на рубеже XVIII–XIX веков (8-й цикл) начинается «второй серебряный век драмы», давший миру шедевры Гёте и Шиллера, драматургию романтизма.

9-й цикл (XIX век) – новый спад в истории драмы, воцарение «хорошо сделанной драмы». Но к этому времени относится возникновение нового ареала – России, в которой драма начинает играть выдающуюся роль в культуре (Пушкин, Грибоедов, Гоголь, А. Н. Островский).

Рубеж XIX–XX веков, известный как «серебряный век поэзии», в истории драмы соответствует «третьему золотому веку драмы» (10-й цикл). «Новая драма» (Ибсен, Уайльд, Шоу, Гауптман, Стриндберг, Метерлинк и др.) открывает новые художественные средства драмы. Вершиной мировой драматургии можно считать русскую драму (Чехов, Л. Н. Толстой, М. Горький).

В ХХ веке (11-й цикл) наступает «третий серебряный век драмы», значительны достижения американской психологической драмы (Ю. О’Нил, Т. Уильямс), развивается философская драма (Сартр, Камю, Пиранделло, Беккет), документальная драма, одно из выдающихся достижений – драматургия Брехта. В драме уменьшается региональность, расширяется диалог Востока и Запада. Драма оказывает воздействие на кино, радио, телевидение.

На рубеже XX–XXI веков (12-й цикл) драма под влиянием постмодернистской парадигмы в известном смысле утратила достигнутые позиции, но очевидно, что это неизбежная фаза ритма развития драмы, за которой следует ожидать новый подъем.

Во Франции сложилась плодотворная тысячелетняя традиция драмы, взросла могучая когорта драматургов.

В средние века и в эпоху Предвозрождения это были обычно безымянные авторы мистерий, мираклей, фарсов и т. д., хотя несколько имен сохранилось: Рютбеф, Адам де ла Аль, Бодель, Гренгор.

В эпоху Возрождения возникает французская трагедия (первый автор — Жодель, также Гарнье, Лариве).

В XVII веке драма во Франции достигает высшего расцвета, выдвигая классиков мировой литературы — Корнеля, Расина, Мольера, а также многочисленных драматургов меньшего масштаба (Сирано де Бержерак, Скаррон).

В XVIII веке на фоне большого числа замечательных драматургов — Кребийона-старшего, Удара де Ламотта, Лесажа, Нерико-Детуша, Мариво, Лашоссе, Седена, Мерсье, М.-Ж. Шенье выделяются грандиозные фигуры Вольтера, Дидро, Бомарше, к которым нужно прибавить Руссо как центральную фигуру в процессе формирования предромантических тенденций в драматургии Франции. Без него не возникла бы мелодрама, которая выдвинула самых популярных авторов — Пиксерекура, Кенье, Кювелье де Три.

В XIX веке классицистов потеснили романтики — Гюго, Дюма-отец, Виньи, к драматургии обратились Бальзак, Мериме, академические лавры снискал создатель «хорошо сделанной пьесы» Скриб, позже выступили Дюма-сын, Сарду, Ожье, Борнье и многие другие.

В конце века взошла звезда Ростана, а в начале следующего говорили о драмах Роллана, Клоделя, бельгийца Метерлинка, Жарри, вошедших в литературу в конце XIX века.

В ХХ веке лицо французской драмы определяли Жироду, Сартр, Камю, Ануй, абсурдисты Ионеско, Беккет, Адамов, примыкавший к ним Жене, лишь в конце столетия драма несколько измельчала и ушла из центра литературной жизни Франции, хотя, видимо, ненадолго.

Лит.: Волькенштейн В. М. Драматургия. М., 1969; Аникст А. А. История учений о драме. [Т. 1–5]. М., 1967–88; Хализев В. Е. Драма как род литературы. М., 1986; Луков Вл. А. История литературы. М., 2009; McGraw-Hill encyclopedia of world drama. N. Y.; L., 1984.

Вл. А. Луков

Теория истории литературы: Жанры.