Веймарский классицизм

Веймарский классицизм – литературоведческий термин, обычно обозначающий не направление или течение в литературе, а художественную программу немецких писателей Гёте и Шиллера начиная с 1790-х годов. Гёте и Шиллер жили в Веймаре, откуда и название.

Иногда это понятие расширяют, относя к веймарскому классицизму труды по истории античного искусства И. И. Винкельмана (1717–1768), прежде всего его итоговую работу «История искусства древности» (1763). Переехав в Италию, работая в Ватикане, Винкельман описал раскопки Геркуланума («Письма об открытиях Геркуланума», 1762), на основе римских копий попытался восстановить черты древнегреческого искусства периода его расцвета. Винкельман вывел формулу высших достижений античности, обязательную для классики всех времен и народов: «Благородная простота и спокойное величие». Этот тезис стал исходным в выработке Гёте и Шиллером новой эстетики после отхода от эстетики «Бури и натиска».

К веймарскому классицизму относят также эстетические труды В. Гумбольдта, чьи взгляды сложились под непосредственным влиянием Шиллера. В работе «О “Германе и Доротее” Гёте» (1799) он, вслед за Шиллером, подчеркивал соединение в поэме Гёте античной «наивной» поэзии и современной «сентиментальной» (термины взяты из статьи Шиллера «О наивной и сентиментальной поэзии»). В другой своей работе, «О современном французском трагическом театре» (1800), Гумбольдт противопоставляет эмоциональность французской школы и психологизм и характерность немецкой школы актерской игры, относя это различие за счет национальных и исторических особенностей.

Крупнейшее достижение веймарского классицизма – «Фауст» Гёте (особенно ярко черты веймарского классицизма проявились во второй части).

В ряде отношений веймарский классицизм выступил как противоположность французскому классицизму и революционному классицизму Франции. Римский идеал доблести здесь уступает место греческому культу красоты и дружбы, патриотизм — широкой программе граждан мира. Сохраняется свобода стиха, противостоящая александрийскому стиху французского классицизма. Тем не менее, веймарский классицизм испытывал определенное влияние французских образцов и сам становился образцом для некоторых французских писателей (особенно заметно влияние Шиллера, возникает явление «шиллеризации» литературы, в ходе которой штюрмерские «Разбойники» не противопоставлялись веймарскому «Дон Карлосу» и другим поздним произведениям).

Лит.: История всемирной литературы: В 9 т. Т. 5. М., 1988; Borchmeyer D. Die Weimarer Klassik. Bd. 1–2. Köningstein, 1980.

Вл. А. Луков

Теория истории литературы: Направления и течения: Классицизм.- Историко-культурный контекст: Культура.