Кабалевский Дмитрий Борисович


Композитор Дмитрий Борисович Кабалевский (1904–1987)
(ист: http://www.persons-info.com/index.php?id=167&lang=ru&pid=21918)

 

Кабалевский Дмитрий Борисович (17[30].12.1904, Санкт-Петербург — 14.02.1987, Москва) — русский композитор, педагог, общественный деятель. Один из наиболее выдающихся деятелей русской музыкальной культуры советского периода. 

Из семьи математика (дед — военный инженер). Самостоятельную работу начал в 1922 г. (тапер в кинотеатрах, аккомпаниатор, секретарь и управляющий делами музыкального техникума имени А. Н. Скрябина).

Д. Б. Кабалевский с отличием окончил Московскую консервато-рию (ученик Н. Я. Мясковского по композиции, окончил в 1929 г.; А. Б. Гольденвейзера по фортепьяно, окончил в 1930 г.), его имя занесено на золотую доску консерватории, где стоит рядом с именами самых знаменитых ее воспитанников. С 1925 г. вел педагогическую деятельность, сначала в музыкальном техникуме имени А. Н. Скрябина (в т. ч. в 1932–1939 гг. профессор по классу композиции), с 1932 г. в Московской консерватории (с 1939 г. профессор). В разные годы также: концертмейстер в Центральном детском театре, редактор в Радиокомитете, ответственный редактор журнала «Советская музыка» (1940–1947), инициатор создания и главный редактор журнала «Музыка в школе» (1983–1987), начальник Управления художественного вещания; и др. В годы войны вел занятия в консерватории в Свердловске, направлялся на Юго-западный фронт (1942) и в Ленинград (1943). После войны вел пропа-ганду достижений отечественной музыки во всем мире, посетив Авст-рию, Австралию, Англию, Бельгию, Болгарию, Венгрию, ГДР, Канаду, Китай, Мексику, Польшу, Румынию, США, Финляндию, Францию, ФРГ, Чехословакию, Швецию, Швейцарию, Японию и другие страны. С 1972 г. Д. Б. Кабалевский — почетный Президент ИСМЕ (Международного общества по музыкальному воспитанию при ЮНЕСКО). Он был избран почетным профессором консерватории в Мехико (Мексика, 1959), почетным членом-корреспондентом Берлинской Академии Искусств (ГДР, 1969).Одновременно это была деятельность по защите мира. С 1951 г. Д. Б. Кабалевский — член Советского комитета защиты Мира, в 1950–1955 гг. член Всемирного Совета Мира. 

Творчество Д. Б. Кабалевского-композитора отмечено глубоким мелодизмом, развитием традиций русской классической школы. Он автор четырех симфоний (из которых выделяется Вторая симфония, ставшая одним из любимых сочинений великого дирижера ХХ века Артуро Тосканини), пяти опер («Кола Брюньон», «В огне», «Семья Тараса», «Никита Вершинин», «Сестры»), оперетты «Весна поет», балета «Золотые колосья» (неоконч.), кантат (наиболее известное сочинение — «Реквием» на слова Р. Рождественского), трех концертов для фортепиано с оркестром, скрипичного концерта, двух виолончельных концертов, двух струнных квартетов, музыки к кинофильмам («Петербургская ночь», «Щорс», «Антон Иванович сердится», «Хождение по мукам» и др., сотрудничество с режиссерами Г. Рошалем, А. Довженко, А. Ивановским, И. Фрэзом и др.), драматическим спектаклям (особо известна музыка к «Школе злословия» Р. Б. Шеридана во МХАТе, реж. В. Станицын), фор-тепианных произведений, песен, из которых самые популярные — «Наш край» («То березка, то рябина…»), «Школьные годы»; и др. Его произведения исполняли крупнейшие отечественные и зарубежные музыканты — Д. Ойстрах, Э. Гилельс, В. Горовиц и мн. др. «Рондо» для фортепиано и «Рондо» для скрипки входили в обязательную программу Первого и Второго международных конкурсов им. П. И. Чайковского в Москве, их блестяще исполнили Ван Клиберн, Валерий Климов, Владимир Ашкенази, Джон Огдон и др. Д. Б. Кабалевский рассматривался как представитель плеяды выдающихся советских композиторов, определивших лицо отечественной и во многом мировой музыки ХХ века (наряду с С. С. Прокофьевым, Д. Д. Шостаковичем, А. А. Хачатуряном, Т. Н. Хренниковым, Г. В. Свиридовым, с которыми Д. Б. Кабалевский тесно сотрудничал и дружил, даже при иногда возникавших расхождениях в концептуальных вопросах развития музыки). В последнее время появились статьи, в которых выражается сомнение в масштабе вклада Д. Б. Кабалевского в музыку. Глубокое разъяснение поверхностности такого взгляда и смысла композиторской деятельности Д. Б. Кабалевского дал композитор Владимир Дашкевич в радиопередаче «Просветитель Дмитрий Кабалевкий» из цикла «Кумиры ХХ века», прозвучавшей по радиоканалу «Орфей» 9 апреля 2009 г. (см.: www.muzcentrum.ru/orfeus/live/) на материале музыки Д. Б. Кабалевского к фильму «Антон Иванович сердится» (1941) и других произведений композитора.  

Безусловное первенство принадлежит Д. Б. Кабалевскому в области музыкального воспитания, работы с детьми и молодежью. Он посвятил им немало произведений. Как ученый и педагог (с 1935 г. кандидат, с 1965 г. доктор искусствоведения, с 1971 г. действительный член Академии педагогических наук СССР) разработал уникальную, получившую мировое признание систему приобщения детей к музыкальной культуре, убедил руководителей образования ввести в школьные программы уроки музыкального воспитания, что сыграло большую роль в повышении уровня музыкальной культуры в стране. В 1964 г. в Колонном зале Дома союзов начали проводиться Пионерские музыкальные собрания — крупнейший культурный проект того времени по музыкальному образованию детей, к которому Д. Б. Кабалевский привлек выдающихся музыкантов, композиторов, педагогов (Т. Хренников, Н. Сац, Я. Флиер, В. Дударова, Г. Рождественский и мн. др.), создав также актив проекта из школьников и передоверив им ряд функций по его реализации (председатель собраний — школьник Валерий Луков). Композитор вел с детьми обширную переписку, частично опубликованную в книге «Дорогие мои друзья» и других изданиях. Он считал необходимым не только проводить большие мероприятия для тысяч школьников, но и индивидуально общаться с молодыми людьми, помогать им. 

Д. Б. Кабалевский глубоко понимал французскую культуру, что отразилось в его творчестве. Наиболее известна в этом отношении его опера «Кола Брюньон» («Мастер из Кламси», по Р. Роллану, 1938, Ленинградский Малый оперный театр). Произведение было высоко оценено Р. Ролланом, который был не только писателем, но и выдающимся музыковедом. Вторая редакция этой оперы (1968) была поставлена в 1970 г. в Ленинградском Малом театре оперы и балета, одновременно в театре «Эстония» (Таллин). Сюита из оперы «Кола Брюньон» (1941) была одним из наиболее исполняемых произведений советских композиторов. 

Д. Б. Кабалевский написал также музыку к двум спектаклям по произведениям французских авторов, которые стали важными событиями культурной жизни страны: это были «Мадам Бовари» (по Флоберу, 1939, Московский Камерный театр), и «Севильский цирюльник» Бомарше (1940, Московский театр им. Ленсовета).

 


Сцена из спектакля «Мадам Бовари» (1940, Московский Камерный театр, пост. А. Я. Таирова, музыка Д. Б. Кабалевского, в роли Эммы Бовари — А. Г. Коонен).

 

Значение творчества и просветительской деятельности Д. Б. Кабалевского огромно. Оно получило широкое признание. В 1963 г. ему было присвоено звание «Народный артист СССР», в 1974 г. — звание Героя Социалистического труда. Он был награжден четырьмя орденами Ленина (29.12.1964, 1971, 27.12.1974, 29.12.1984), орденом Трудового Красного Знамени (14.10.1966), орденом «Знак Почета» (1.06.1940), медалями. Д. Б. Кабалевский — лауреат Ленинской премии (1972), Сталинских премий (1946, 1949, 1951), Государственной премии СССР (1980), Государственной премии РСФСР имени М. И. Глинки (1966), премии Ленинского комсомола (1984). Помимо официального композитор получил широкое народное признание. Его дело продолжили многочисленные ученики — музыканты и педагоги.

Соч.: Б. В. Асафьев (Игорь Глебов). М., 1954; Избранные статьи о музыке. М., 1963; Про трех китов и про многое другое: Книга о музыке. М.: Детгиз, 1970 и послед. изд. (многократно изд. за рубежом); Прекрасное пробуждает доброе. М., 1973; Как рассказывать детям о музыке. М., 1977; Дорогие мои друзья. М., 1977 (2-е изд. 1979); Воспитание ума и сердца. М., 1981 (2-е изд. 1984); Ровесники: Беседы о музыке для юношества. М., 1981, 1987; Музыка и музыкальное воспитание. М., 1984; Сила искусства. М., 1984; Педагогические размышления. М., 1986.

Лит.: Грошева Е., Д. Кабалевский, М., 1956; Абрамовский Г., Д. Кабалевский. М., 1960; Данилевич Л. Творчество Д. Б. Кабалевского. М., 1963; Глезер Р. В., Д. Б. Кабалевский. М., 1969; Назаревский П., Д. Б. Кабалевский. Нотографический и библиографический справочник. М., 1969; Пожидаев Г. А., Д. Б. Кабалевский. Рассказы о жизни и творчестве. М., 1970.

Вл. А. Луков

Историко-культурный контекст: Культура.