Брандес Георг

Георг Брандес. Портрет работы Peder Severin Krøyer (Ист.: Wikipedia)

Брандес (Brandes) Георг Моррис Кохен Брандес (4.02.1842–19.02.1927) — датский литературовед, публицист. Родился в Копенгагене, происходил из богатой еврейской семьи. Учился в Копенгагенском университете, где изучал право, а затем философию и литературу. Начало литературоведческой деятельности Брандеса относится к 1860-м годам. В сборниках «Эстетические наброски» (1868), «Критик и портреты» (1870) он рассматривал проблемы датской литературы в позитивистском ключе. 

В 1871г. Брандес приступает к чтению лекций по эстетике в Ко-пенгагенском университете. В последующие 5 лет его блестящие курсы привлекли такое широкое внимание, что появилась идея сделать их достоянием печати. Так появился многотомный фундаментальный труд Брандеса «Главные течения европейской литературы XIX века» (1872–1890). В нем помимо развернутого анализа европейского литературного процесса была представлена своего рода апология натурализма, утверждалась связь искусства с действительностью, критике подверглись уходящие в прошлое романтические модели и штампы, модная концепция «искусства для искусства». Справедливо считается, что лекции Брандеса и его «Главные течения…» открыли новый этап в датской литературе, положив начало «Литературе прорыва» — движению последователей Брандеса, утверждавших тесную связь искусства с действительностью. 

С 1877 г. Брандес переезжает в Германию (вернулся в Данию в 1883 г.), путешествует по Европе. В 1887 г. он приезжает в Россию, что нашло отражение в очерках «Русские впечатления» (1888), статьях о русских писателях (Тургеневе, Толстом, Достоевском, Горьком), привлекших к ним внимание скандинавских и — шире — европейских читателей. И сам Брандес приобретает большую популярность в России, в 1902–1903 гг. в Киеве вышло собрание его сочинений в 12 томах, в 1908–1910 гг. в Петербурге — собрание в 20 томах, в 1906–1914 гг. в Петербурге вышло второе издание 20-томного собрания его сочинений.

Влияние Брандеса на литературный процесс в скандинавских странах огромно, его сравнивают с влиянием В. Г. Белинского на рус-скую литературу.

Брандес о французской литературе. Французская литература и эстетика постоянно находились в поле внимания Брандеса. Отставивая права скандинавского натурализма, он неизбежно обращался к французскому опыту. В 1870 г. Брандес защитил докторскую диссертацию, и совершенно естественно, что она была основана на французском материале, так как содержала обоснование позитивистской методологии литературоведческого исследования, что до него уже было сделано И. Тэном. Называлась работа «Французская эстетика в наши дни. Исследование эстетики И. Тэна». Критический обзор романтизма в «Главных течениях…» также не обошелся без французского материала, которому был посвящен целый том (т. 3: «Реакция во Франции», 1874). Он лег и в основу концепции всего многотомного исследования. П. С. Коган превос-ходно изложил суть этой концепции: «Это не была обыкновенная история литературы. Шесть литературных групп, обрисованных им, представляют собой шесть действий грандиозной драмы. Он обрисовал широкую картину возникновения реакции во французской литературе эмигрантов, ее развитие в романтической, полукатолической школе Германии и полное торжество ее в лице таких французских писателей, как Жозеф де Метр или Ламенне первого периода. Не менее широкой и захватывающей вышла картина быстрого раскрепощения европейского общества из оков реакции и мистицизма. Бурная освободительная поэзия Байрона и его поэтическая смерть, французская романтическая школа в лице преобразовавшихся Ламенне и Гюго, Жорж Санд и, наконец, “Молодая Германия” с Гейне и Берне во главе, — таковы три за-ключительных акта драмы» (Коган П. С. Брандес // Энциклопедический словарь Брокгауз и Ефрон. Биографии. М., 1992. Т. 2. С. 486).

Через несколько лет Брандес начал постепенно отходить от позитивизма и натурализма как определяющей линии его исследований в сторону признания значимости личности и индивидуальности (работы «Серен Киркегор», 1877; «Аристократический радикализм», 1889, статья, обнаруживающая влияние Ф. Ницше). Под влиянием этих новых для себя идей Брандес создал цикл «монографий о героях», где воплотил представление о роли великой личности в истории: «Уильям Шекспир» (3 т., 1895–1896), «Вольфганг Гёте» (1914–1915), «Гай Юлий Цезарь» (1918), «Микеланджело» (1921) и др. В работах о писателях Брандес, в отличие от И. Тэна, противо¬поставившего свой метод исследования литературы биографическому методу Ш. О. Сент-Бёва, сосредоточил свое исследование на задаче воссоздания «внутренней биографии» выбранного писателя по его произведениям (Термин Н. И. Стороженко. См.: Стороженко Н. И. Предисловие // Брандес Г. Шекспир: Жизнь и произведения. М., 1997. С. 7). Таким образом, он вернулся к раскритикованному Тэном и его последователями биографическому методу литературоведения. Одновременно в цикле Брандеса в зародыше появлялась идея выделения персональных моделей в истории литературы. Среди работ цикла — весьма значимое исследование «Франсуа Вольтер» (1916–1917).

В 1920 г. Брандес вошел в образованную А. Барбюсом группу «Кларте», подписав манифест этой группы, объединившей писателей антивоенной направленности.

Соч.: Samlede skrifter. Bd. 1–18. Kbh., 1899–1910; Udvalgte skrifter. Bd. 1–9. Kbh., 1984–1987; в рус. пер. — Собр. соч. Т. 1–20 / 2-е изд. СПб., 1906–1914; Русские впечатления. М., 2002. 

Лит.: Неустроев В. П. Литература скандинавских стран (1870-1970). М., 1980; Коровин А. В. Брандес // Новая Российская Энциклопедия. М., 2007. Т. 3 (1). С. 432; Kristensen S. M. Georg Brandes: kritikeren, liberalisten, humanisten. Kbh., 1980; Werner T. Georg Brandes. Værk og skæbne. Kbh., 1999. 

Вл. А. Луков 

Персоналии: Исследователи французской литературы, культуры.