Беранже Пьер-Жан

 

Беранже (Béranger) Пьер-Жан (19.08.1780, Париж, — 16.07.1857, там же) — французский поэт. Отец — сын деревенского трактирщика, мелкий служащий. Мать — дочь портного, швея. После обучения в школе служил посыльным у нотариуса, наборщиком в типографии, затем писцом в канцелярии Парижского университета. Первые поэтические произведения написаны в эпоху Империи. Они получили распространение в рукописных копиях. Песенный мир раннего Беранже наполнен светом, радостью, безудержным весельем. Поэт воспевает радости любви и дружеского застолья, очарование фривольной и острой шутки, красоту молодости («Мои волосы», «Свободная шуточка», «Тетка Грегуар», «Резвушка», «Гастрономы»). Широкую известность Беранже принесла антинаполеоновская сатира «Король Ивето» (1813), в которой создал образ короля-добряка, живущего в соломенном дворце и чуждого ратным подвигам и честолюбивым замыслам.

Писательская зрелость Беранже была ознаменована поэтическими сборниками «Песни нравственные и другие» (1816), «Песни» (1821), «Новые песни» (1825), «Неизданные песни» (1828), в которых жанр песни приобретает серьезность и художественное совершенство. Эпикурейские мотивы отходят на второй план, уступая место социальным.

Беранже любит изображать простых людей в обыденных, подчас бытовых ситуациях («Маркитантка», «Слепой нищий», «Старое знамя»). Поэт не идеализирует героев из народа. Он нередко изображает их с юмором (тип разбитной трактирщицы, беспечного гуляки, старушки, горюющей по ушедшей молодости и т. д.), но неизменно восхищается душевным здоровьем народа.

Добродушный юмор сменяется гневной сатирой, когда поэт создает образы своих врагов, защитников Реставрации. Разнообразны приемы сатирического изображения у Беранже: в «Челобитной породистых собак» поэт создает аллегорический коллективный портрет аристократов, в «Навуходоносоре» использовано сочетание аллегории с сатирической трактовкой мифологического сюжета. Особую известность среди сатирических песен Беранже приобрела песня «Маркиз де Караба», в которой поэт дает своему герою имя удачливого персонажа известной сказки Ш. Перро «Кот в сапогах». Подобно тому как в сказке Перро маркиз обязан своим мнимым титулом ловкости и находчивости Кота в сапогах, так герой песни Беранже нищий маркиз де Караба, вернувшийся из изгнания, мечтает вернуть себе замок и владения благодаря Реставрации.

Последний прижизненный сборник Беранже (1847) отмечен усилением нравственно-философской тематики («Идея», «Моя трость», «Барабаны», «История одной идеи»).

Беранже — один из зачинателей реалистической французской поэзии, впитавшей в себя лучшие черты романтического искусства: демократизм Ж. Санд, раскованность В. Гюго, гуманистический пафос А. де Ламартина, интерес к обыденности Ш.-О. Сент-Бёва. Вместе с тем Беранже была чужда некоторая напыщенность романтической лирики, ее стремление уйти в мир мечты. В поэзии Беранже звучит отклик на важнейшие события национальной истории, он наследует лучшие традиции французской революционной поэзии Руже де Лиля, М.-Ж. Шенье, Марешаля.

Первые переводы песен Беранже на русский язык принадлежат И. И. Дмитриеву, В. Л. Пушкину, А. А. Дельвигу. Одним из лучших переводчиков Беранже был В. С. Курочкин.

Соч.: в рус. пер. — Полн. собр. песен: В 2 т. М., 1936.

Лит.: Муравьева Н. И. Беранже. М., 1965; Данилин Ю. И. Беранже и его песни. Критико-биограф. Очерк. М., 1973; Старицына З. А. Беранже в русской литературе. М., 1980.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Теория истории литературы: направления и течения: реализм. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Персоналии: Персональные модели во французской литературе.