Габорио Эмиль

 

Эмиль Габорио

 

Габорио (Gaboriau), Эмиль (9.11.1832 – 1.10.1873) — французский писатель, один из зачинателей детективного жанра. Габорио родился на западе Франции, в городке Сожоне. Детство провел в постоянных переездах из-за отца, мелкого чиновника провинциальной администрации, которого переводили из одного города в другой. 

В 1852 г. Габорио поступил на военную службу, прельщенный блеском гусарского мундира. Четыре года он провел в Алжире, где служил в кавалерии, однако в своих произведениях об африканских впечатлениях практически никогда не вспоминал. Выйдя в отставку в 1856 г., будущий писатель перебрался в Париж, понимая, что только в столице можно добиться литературных успехов.

 Габорио по настоянию отца посещал университетские занятия медицины и юриспруденции, некоторое время исполнял обязанности помощника клерка в нотариальной конторе, но ни врачом, ни юристом не стал.

В конце 1850-х годов Габорио сотрудничал в парижских изданиях как фельетонист и очеркист, посвятив себя полностью литературной деятельности. Первая книга Габорио «Знаменитые балерины» была опубликована 1860 г. Затем стали появляться книги, в которых моло-дой автор попытался описать быт и нравы Парижа. Но карьера бытописателя парижской жизни не задалась, и Габорио решил обратиться к жанру уголовного романа. Свои детективные истории он начал писать, находясь под сильным влиянием Э. А. По, Э. Сю, А. Дюма и П. Феваля, секретарем которого он когда-то был. Первый же роман «Дело Леруж», опубликованный в «Pays» в 1866 г., основу которого составил сюжет из криминальной хроники, принес автору небывалый успех. В литературоведении принято считать, что с этого момента французский полицейский роман утвердился в иерархии жанров и прочно занял свою нишу. Следующие произведения Габорио «Преступление в Орсивале» (1867), «Дело № 113» (1867), «Рабы Парижа» (1869), «Господин Лекок», (1869), «Адская жизнь» (1870), «Золотая шайка» (1871), «Падение» (1872), «С веревкой на шее» (1873), «Чужие деньги» (1873), «Маленький старичок с улицы Батиньоль» (1876) вызвали живой отклик в буржуазном обществе. Связано это было в первую очередь с модой на произведения крими-нальной тематики, захлестнувшие европейскую литературу. Читатели с воодушевлением восприняли новый тип умного, ловкого и благородного сыщика, «ангела-хранителя» их собственности, неизменно появляющегося в самый напряженный, кульминационный момент и успешно раскрывающего преступление. 

Из-за напряженной интеллектуальной жизни и продолжительной болезньи здоровье Габорио было подорвано, и в самом творческом расцвете, в возрасте 40 лет, «денди-республиканец», как его называли современники, скоропостижно скончался в Париже в 1873 г.

Габорио оказал серьезное влияние на развитие детективной лите-ратуры. У. Коллинз заимствовал для своего «Лунного камня» сюжет из «Господина Лекока». Р. Л. Стивенсон подражал французскому писателю в своих детективных новеллах. А. Конан Дойль создавал свои романы, находясь под сильным впечатлением от творчества Габорио, его Шерлок Холмс — тип сыщика, в котором проявляются черты героев французского автора. Романы Габорио переведены на многие языки, в том числе и на русский (первый перевод — в 1870 г.).

 

Соч.: в рус. пер. – Дело вдовы Леруж. М., 1990; Преступление в Орсивале. Л., 1990; Лекок – агент сыскной полиции. М., 2006.

 

Обложка изд. «Лекок – агент сыскной полиции» (М., 2006).

Лит.: Curry N. L. The life and works of Emile Gaboriau. N. Y., 1979; Bonnoit R. Emile Gaboriau ou la naissance du roman policier. P., 1985. 

 

А. Р. Ощепков 

 

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Персоналии: Французские писатели.