Гийом де Машо

 

Гийом де Машо (в центре), принимающий милости от Природы, на миниатюре XIV века (Ист.: Википедия)

 

Гийом де Машо (Guillaume de Machaut; известен также под латинским именем Guillelmus de Mascandio) (ок.1300 — 1377) — французский поэт и композитор. Родился в Шампани. Был дипломатом и каноником. Работал при дворах в Праге, Париже, Реймсе. Является основателем школы «Вторая риторика», канонизатором поэтических форм во французской поэзии XIV века. Творчество Гийома де Машо связано с развитием городской литературы. Многие из его собственных стихов написаны под музыку.

Лучшее произведение Гийома де Машо — «Книга о действительно случившемся» (1365) — роман в стихах со вставными прозаическими письмами о поздней любви немолодого поэта к юной красавице. Вероятно, этот факт имел биографические черты. Однако трактовка мотива «несчастной любви» и создание образа девушки были заданы устойчивой традицией, с которой он и не думал порывать. Более того, Гийом де Машо даже и не пытается выразить неповторимость своего чувства, но, напротив, сознательно создает клишированные и всем хорошо известные примеры, сравнивая себя то с героями античных любовных историй (Пирам, Леандр), то с влюбленными персонажами рыцарских романов (Ланселот) и т. п.

Среди других произведений Гийома де Машо можно выделить поэму «Суд короля Наварры» (1349), рифмованную хронику «Взятие Александрии» (ок. 1370), в которую вошли около 9000 стихов, и поэму «Пастушеские времена», содержащую описание музыкальных инструментов XIV века. 

Гийом де Машо считается выдающимся представителем «Нового искусства» («Ars nova») — передового направления в музыке раннего Возрождения. В произведениях разных жанров (вирелэ, баллада, рондо) Гийом де Машо связал музыкально-поэтические традиции труверов с новым полифоническим искусством.

В целом произведения Гийома де Машо аллегоричны, они имеют формы видений и снов или куртуазных дискуссий. Лирика его также представляет собой вариации на куртуазную тему любовного томления и самосовершенствования. Новаторство Гийома де Машо заключалось, во-первых, в развитии принципов риторической поэзии, а во-вторых, в ее музыкальном обновлении (создании полифонии), что и обусловило его влияние на последующую поэзию.

 

Соч.: Œuvres. V. 1–3. P., 1908–1921; Poésies lyriques / publ. par. V. Chichmarev. T. 1–2. P., 1909. 

Лит.: История французской литературы: В 4 т. Т. I. М. – Л., 1946; Евдокимова Ю. Многоголосие Средневековья. X–XIV века. М., 1983; Повседневная жизнь во времена трубадуров. XII–XIV. М., 2003; Littérature française des origines à la fin du XVIII siècle. T. P., 1872; L’évolution du lyrisme courtois de Guillaume de Macho à Charles d’Orléan. P., 1965; Roivion D. Littérature française. P., 1971.

 

А. Р. Ощепков

 

Этапы литературного процесса: Средние века: Позднее средневековье. — Персоналии: Французские писатели.