Жирарден Эмиль де

 

Жирарден (Girardin) Эмиль де (21.06.1806, Париж, — 27.04.1881, Париж) — французский литератор и издатель. Жирарден был незаконным сыном графа Александра де Жирардена. Начал свой путь как романист. В романах «Эмиль» («Emile», 1827), «Наудачу» («Au hasard», 1828). содержавшие автобиографические мотивы, не сделали имя писателя знаменитым. Основав в 1828 г. газету «Вор» («Le Voleur») и приобретя определенный опыт в журналистике, в 1829 г. он основал еженедельную газету «Мода» («La Mode»), в которой печатались Александр Дюма, Эжен Сю, Оноре Бальзак, Жорж Санд. Иллюстрировал издание Гаварни. На страницах газеты появлялись статьи о новых тенденциях в моде, о браке, семье, воспитании детей, о правах женщин, о жизни двора и парижского света.

В начале 30-х годов он издавал еще несколько газет и альманахов, которые принесли ему солидный доход. В 1831 г. Жирарден женится на французской писательнице Дельфине Гэ (см. статью: Жирарден Дельфина де). В 1834 г. избран депутатом парламента.

В 1836 г. основал ежедневную газету «Пресс» («La Presse»), подписка на которую стоила в половину меньше обычной стоимости годовой подписки во Франции. Жирарден первым во французской журналистике стал широко использовать публикацию рекламных объявлений как основной способ покрытия издержек на издание газеты.

«Пресс» по своей политической ориентации была консервативным изданием. Это был новый тип газеты энциклопедического характера, чрезвычайно богатой самым разнообразным материалом (политика, коммерция, наука, сельское хозяйство, театр и искусство, религия, беллетристика и т. д.).

Жирарден первым стал печатать в «Пресс» романы с продолжением, романы-фельетоны. У истоков жанра романа-фельетона стояли Оноре де Бальзак, Александр Дюма-старший, Фредерик Сулье, Эжен Сю. Первым романом-фельетоном, опубликованным во французской ежедневной газете, принято считать «Старую деву» Бальзака, «Пресс» начала публикацию романа 23 октября 1836 г.

Жирарден сумел привлечь к сотрудничеству в своих изданиях выдающихся писателей: В. Гюго, О. Бальзака, А. де Ламартина, Ф. Р. де Шатобриана, Т. Готье, Жорж Санд, А. Дюма-отца, Э. Сю, Э. Скриба и др. Он заботился о современном техническом оснащении издательского процесса. В типографии Жирардена работали паровые прессы, впоследствии Жирарден одним из первых во Франции использовал ротационный печатный станок.

22.07.1836 г. Жирарден убил на дуэли журналиста А. Карреля, что нанесло ощутимый удар по его реноме и привело к временному (на несколько лет) падению его популярности.

Жирарден чутко улавливал изменение общественных настроений, и его политические взгляды эволюционировали вместе с метаморфозами французской политики и общественного мнения. В 1848 г. после отречения Луи Филиппа он выступал за установление регентства, но, затем, поняв бесперспективность подобной политической комбинации, отказался от этой идеи. Поддержав сначала Вторую республику, он после трагических событий июня 1848 г. (расстрела парижских рабочих) объявил о своей поддержке Луи Бонапарта. В 1866 г. Жирарден вновь перешел на республиканские позиции. В 1872 г. Жирарден купил парижскую газету «Пти журналь» и поднял ее тираж до огромной по тем временам цифры — 500 тыс. экземпляров.

Деятельность Жирардена получила неоднозначную оценку его современников. А. де Ламартин высоко оценивал «Пресс». Э. Гонкур считал его проходимцем. Ш. Бодлер назвал Жирардена «гнусным угодником бездарных юнцов». Ш.-О. Сент-Бёв писал о разлагающем влиянии «сорокафранковой прессы» на литературу и литературные нравы.

Однако именно в деятельности Жирардена — истоки современной журналистики, журналистики информационной, ориентированной на широкую аудиторию, разнообразной по информации, жанрам и формам, быстро реагирующей на перемены в обществе и в жизни. Появление дешевой периодики значительно изменило облик французской журналистики, был сделан первый шаг к массовой прессе.

Лит.: Трыков В. П. Зарубежная журналистика XIX века. М., 2004. С. 35–38; Histoire générale de la presse française / Sous le dir. C. Bellanger. P.: PUF, 1972. T. 2.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Персоналии: Французские писатели, литераторы. — Историко-культурный контекст: Журналистика.