Клеман де Рис Луи

 

Клеман де Рис (Clément de Ris) Луи (1820−1882) — французский журналист, писатель и художественный критик. Активно сотрудничал в парижском журнале «Артист». Начинающий литератор по своим эстетическим позициям был близок таким художественным критикам, как Луи Пейсс и Поль Манц, придерживавшимся классицистической ориентации. Они считали, что как романтическое, так и идущее ему на смену реалистическое искусство следуют по ложному пути.

Литературным дебютом писателя стал его сборник «Портреты пером» («Portraits à la plume», 1853), в котором он предложил ретроспективный взгляд на романтическую школу. В предисловии к сборнику, подводя итоги романтического движения, автор пытается объективно оценить вклад романтиков в развитие литературы и искусства, отметить как достоинства, так и недостатки романтического искусства. В предисловии Клеман де Рис писал: «Полагаю, что пришло время обозначить границы этого движения и насколько возможно возродить французскую традицию, от которой эта школа плетения словес заставила уклониться литературу. В этом и заключается актуальность настоящих заметок, в которых мы попытались показать некоторые достоинства и недостатки этой школы». По мнению Клемана де Риса, основной недостаток романтической школы — «банальность мысли, прикрывающаяся причудливостью формы».

Сборник «Портреты пером» состоит из трех частей: «Литература», «Искусство» и «Литературные этюды». Первая, самая объемная часть — «Литература» — содержит портреты девяти французских литературных критиков и писателей разной степени дарования и известности, объединенных, по мысли автора, их принадлежностью к романтической школе. Это литературные портреты «Альфред де Мюссе», «Анри Мюрже», «Октав Фёйе», «Альфонс Карр», «Арсен Уссей», «Проспер Мериме», «Гюстав Планш», «Теофиль Готье», «Сен-Марк Жирарден». Вторая часть сборника — «Искусство» — включает искусствоведческие статьи о «Салонах» Дидро, о Родольфе Топфере, о «Салоне 1810 г.» Франсуа Гизо и о «Салонах 1822 г.» Адольфа Тьера. Третья часть — «Литературные этюды» — состоит из двух очерков: «Жан Ротру» и «Оноре де Бальзак».

Симптоматично отсутствие очерка о Сент-Бёве: Клеману де Рису не был близок биографический метод Сент-Бёва. Мэтру романтической критики Клеман де Рис противопоставляет Гюстава Планша, которого считает главой новой, «истинной критики», критики идей («la critique des idées»), пришедшей на смену романтической критике с ее субъективностью, вниманием к деталям и форме произведений. Согласно Клеману де Рису, «критика идей» удовлетворяет основную потребность человеческого разума — потребность в понимании и руководствуется тремя основными принципами: «строгость» («la sévérité»), «ясность» («la clarté), «логика» («la logique»). Особую заслугу Планша Клеман де Рис видит в том, что тот «прежде всего ставит своей целью проникнуть в содержание, в идею произведения».

В самом названии сборника отразилось стремление его автора соединить портретирование в стиле Сент-Бёва с аналитизмом Планша. Автор не стал называть свою книгу традиционным и широко распространенным благодаря популярности Сент-Бёва и Планша словосочетанием — «Литературные портреты». Название «Портреты пером» акцентирует не предмет изображения (сравните, например, у того же Сент-Бёва «Портреты современников», «Портреты женщин»), а инструмент, метод создания портрета — «Портреты пером». Особенно значимым, дифференцирующим оказывается второй член словосочетания, вынесенного в название сборника. Ясно, что «перо» в данном случает выступает как синоним «слова». Коннотативным значением слова «портрет» в названии сборника является «живописность», а «перо» как синоним «слова» выражает авторскую установку на аналитизм как метод создания литературного портрета.

Эта попытка Клемана де Риса соединить в своих литературных портретах живописность Сент-Бёва с аналитизмом Планша привела к тому, что, как правило, в них отсутствует биографический сюжет, композиционным ядром портретов становятся серии литературно-критических характеристик и анализов произведений героя. Клеман де Рис в жанре литературного портрета выступает продолжателем линии Г. Планша. В его творчестве на смену живописной поэтике Сент-Бёва приходит поэтика графического портрета с заметным усилением литературно-критического элемента в структуре портрета, четким литературно-критическим (исследовательским) сюжетом, строго логической последовательностью аргументации, почти полным отсутствием нравственно-психологических характеристик и биографического сюжета. В литературном портрете Клемана де Риса усиливается интеллектуальный компонент за счет описательного. Подобный тип литературного портрета явился выражением классицистических ориентаций его автора, рассматривающего романтическую литературу как проявление интеллектуальной анархии и крайнего субъективизма, приведших к тяжелым социальным и культурным последствиям.

Соч.: Portraits à la plume. P.: Didier, 1853.

Лит.: Турчин В. С. Из истории западноевропейской художественной критики XVIII−XIX веков. Франция, Англия, Германия. М., 1987. С. 227; Трыков В. П. Французский литературный портрет XIX века. М., 1999. С. 180−191.

В. П. Трыков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Персоналии: Исследователи французской литературы. — Историко-культурный контекст: Журналистика.