Арманс (роман Стендаля) 

«Арманс» («Armance», 1827)  — первый психологический роман Стендаля (Анри Мари Бейля, 1783–1842). Успеха у первых читателей он не имел. Критика осудила «немецкий и романтический стиль» произведения.

История любви юного аристократа Октава де Маливера и его дальней и бедной родственницы (полурусской-полуфранцуженки) Арманс Зоиловой позволяет автору сказать нечто важное о своем времени и о характере современника. Не случайно роман имеет подзаголовок «Сцены из жизни парижского салона 1827 г.». Погруженный в самоанализ, образованный и умный Октав де Маливер оказывается непонятым и одиноким в свете. Многое еще связывает этот роман Стендаля с традицией романтического психологического романа Ф.-Р. Шатобриана, Э. Сенанкура, Б. Констана. Прежде всего это загадочный характер Октава, с его меланхолией, неудовлетворенностью, мечтами о монастыре, необъяснимыми приступами ярости, сменяющимися искренним раскаяньем. Романтическим является и контрастное, одноплановое изображение персонажей: ангелоподобной Арманс противопоставлены бездушная светская красавица г-жа д’Омаль, грубый и тупой командор де Субиран, пасынок маркизы де Бониве, напоминающий «ядовитое животное, встреченное в пустынном месте в глуши лесов».

Любовь Октава и Арманс не принесла им счастья и привела героя к самоубийству, а героиня же уходит в монастырь, потому что настоящее чувство — редкость в парижских салонах, где царят язвительное злословие, холодный флирт и светские условности. Бедность и незнатность Арманс делают ее в глазах света неровней Октаву, несмотря на глубину ее чувства и врожденное благородство и бескорыстие. Страстные, цельные и благородные натуры задыхаются в душной атмосфете света.

«Арманс» стал творческой лабораторией, в которой разрабатывались и опробировались принципы нового реалистического искусства, шел поиск стендалевского героя. Андре Жид считал роман «Арманс» лучшим романом Стендаля.

Текст: в рус. пер. — Арманс // Стендаль. Собр. соч.: В 12 т. М., 1978. Т. 5.

Лит.: Реизов Б. Г. Стендаль. Годы учения. Л., 1968.

В. П. Трыков, Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Реализм. — Произведения и герои: Произведения.