Исповедь сына века (роман А. де Мюссе) 

Роман Альфреда де Мюссе (Musset, 1810–1857) «Исповедь сына века» («La confession d’un enfant du siècle», 1836) — яркий образец жанра психологического романтического романа. Особенно известен его психологический роман. Часто говорят, что в романе отразились личные отношения Мюссе и выдающейся писательницы Жорж Санд, но название показывает, что в образе главного героя Октава он воспроизводил типичные умонастроения молодых людей своего времени. Октав случайно обнаруживает неверность своей возлюбленной. Разочарование в любви ведет к разочарованию во всем мире, к «мировой скорби». Под влиянием своего приятеля доктора Дежене, циничного и аморального человека, Октав отказывается от своих идеалов, хочет стать расчетливым. Но существование без идеалов, жизнь, полная удовольствий, оборачивается духовной пустотой. Герой оказывается на грани самоубийства. Об этом говорится в первых двух частях романа. О возможном возрождении героя повествуется в последних трех частях. Девушка Бригитта, полная религиозной веры, нравственных устремлений, пытается воскресить идеалы Октава. Но роман кончается на грустной ноте. Октав, узнав о чувстве Бригитты к другому человеку, уезжает, чтобы «из трех человек, страдавших по его ви¬не, только один остался несчастным».

Итак, болезнь героя осталась неизлеченной. Природа этой «болезни» раскрыта во второй главе первой части, где дается характеристика эпохи Реставрации. «Когда Наполеон умер, — пишет Мюссе, — власти божеские и человеческие были фактически восстановлены, но вера в них исчезла». Молодежью овладело «неизъяснимое беспокойство»: «Осужденные властителями мира на бездействие, праздность и скуку, отданные во власть всякого рода тупых педантов, юноши видели, как пенистые волны, для борьбы с которыми они уже напрягли свои мускулы, отступают перед ними». Люди разделились на два лагеря: «восторженные умы... замкнулись в болезненных видениях», а «люди плоти... знали одну заботу — считать свои деньги». В этой атмосфере и развивается болезнь всеобщего разочарования, безнадежности и отрицания. «И вот молодые люди нашли применение своим праздным силам в увлечении отчаянием». Таким образом, «болезнь века» носит социальный характер. Таким образом, Мюссе-романтик сосредоточен на изображении внутреннего мира человека, но писатель показывает индивида как «сына века», сформированного своей эпохой, что сближает психологический роман Мюссе с реалистическим психологическим романом.

Текст: La confession d’un enfant du siècle. P., 1999; в рус. пер. — Исповедь сына века // Мюссе А. Избр. произв.: В 2 т. М., 1957. Т. 1.

Лит.: Сент-Бев Ш. Альфред де Мюссе // Сент-Бев Ш. Литературные портреты. Критические очерки. М., 1970; Шевякова Э.М. Семантическая структура романа Мюссе «Исповед сына века» // Эстетика и творчество русских и зарубежных романтиков. Калинин, 1983; Луков Вл. А. Мюссе // Зарубежные писатели. М., 2003. Т. 2; Gastinel P. Le romantisme d'A. de Musset. P., 1933; Soupault Ph. A. de Musset. [P., 1966]; Tieghem Ph. van. Musset. P., 1969; Lefebvre Н. Musset / 2 éd. P., [1970].

Вл. А. Луков

Этапы литературного процесса: Новое время: XIX век. — Теория истории литературы: Направления, течения, школы: Романтизм. — Произведения и герои: Произведения.